Главная / КУЛЬТУРА / Юлия ПЯТЕЦКАЯ | «Вы и убили-с»

Юлия ПЯТЕЦКАЯ | «Вы и убили-с»

«Вы и убили-с»

Случайно узнала, что у так называемого путина любимая книжка «Колобок».

Вспомнила мультик «Колобок», снятый моим добрым приятелем Валерой Коноплевым в 1990-м, он ещё гран-при «КРОКа» за него получил. «Колобок» был частью вполне апокалиптической трилогии «Страсти-мордасти», в таком шванкмайеровском стиле.

Тупой кусок теста сперва сожрал деда с бабкой, которые его вылепили из говна и палок, а потом уже сжирал всех на своём пути. Все, правда, выглядели не лучшим образом. Сплошные доходяги. Ни разу не оказавшие никакого сопротивления. Насытившись, тупое тесто вышло в космос и плотоядно осклабилось мерзкими зубками.

Художники, конечно, потрясающие пророки. Но меня такой финал не устраивал и тогда, и сейчас. Сейчас особенно. Нужен сиквел.

Тупое и злобное тесто, обожравшись зайцами, медведями и волками, прикорнуло отдохнуть и переварить в заповедном лесу, где трепещут осины. І тут на сонячну галявину вийшов пес Патрон.

Однажды на родительском собрании (в бытность учительницей) я завела разговор о том, что детям нужно больше читать и пересказывать прочитанное, увиденное, услышанное и вообще больше разговаривать. У детей проблемы со связностью речи, даже пересказ текста многим даётся с трудом. А связная речь нужна не только потому, что это красиво и облегчает жизнь, но и потому, что когда человек высказывается, он думает. А думать — это важно, дорогие родители. Тут поднялась одна мама, вся в мехах, и басом возвестила: «Я когда домой прихожу, мне тишины хочется, а не этого блеяния». Она так и сказала — «блеяния», хотя речь шла о ее ребёнке. Вероятно, эту маму растили так же: рот закрыла, твой номер 16-й, «я» — последняя буква алфавита. Чудесный оборот про последнюю букву я помню с детства. Но меня растили по-другому, общение со взрослыми было одним из удовольствий, а не испытаний. «Больше всего по жизни мне нравится думать», — говорил кто-то из героев Пелевина. Думать — не только базовая потребность сапиенса, но и навык. Думать самому, а не то, что сказали, объяснили, заставили. Думать самому — ни с чем не сравнимый, особый кайф. Поразительно, что многие себя его намеренно лишают. Аскеты эдакие.

Нежелание взрослых разговаривать с детьми — катастрофа не только конкретной семьи, но и общества. Традиция воспитания — рот закрыл, что ты в этом понимаешь — проблема социальная. Самые важные навыки закладываются в детстве и отрочестве. Или не закладываются. Ребёнок помалкивал, как велели, делал, что требовали, недоговаривал, врал, притворялся, держал в себе, это стало главным навыком выживания в семье и школе, потом — в семье и на работе, потом — везде и всюду, он прожил с этим жизнь и передал главный навык выживания своим детям. А те — своим.

Несамостоятельность мышления взрослых обществ напрямую связана с воспитанием. Все людоедские режимы и диктатуры опираются именно на нежелание и неумение взрослых думать. Это оплот тирании. Из этого вырастает покорность. Выученная беспомощность и беспамятство. Память у тоталитарных обществ — как у рыбки Дори. И этим беспамятством отлично пользуются мастера пропаганды. Если ты не помнишь, что было вчера, не делаешь никаких выводов, не извлекаешь уроков, тебе можно наврать что-угодно про сегодня, про прямо сейчас. Не говоря уже про завтра.

В несамостоятельных обществах прослойка мыслящих всегда предельно тонка. Они мало на что влияют, когда же власть начинает успешно прикармливать мыслящих — тому театр, тому кино, тому институт, проект, орден — террор неизбежен. Россия просвистела краткий миг после развала Союза, когда можно было начать думать и не продаваться за театры и проекты, поэтому сегодня мыслящая ее часть либо в тюрьме, либо в изгнании, либо с языком в заднице, либо совсем оскотинилась. «Внутри такая скотобаза, что просто некуда сесть». Как поёт один бард в изгнании. На оскотинивание всегда требуется меньше времени и сил, нежели на развитие. Это процесс стремительный.

Все годы путинского оскотинивания я с антропологическим уже любопытством наблюдала, как гигантская страна тупеет при общем флере культурного развития. И книжки, и театры, и кино, и фестивали, и проекты, и полное непонимание у них самих, куда они катятся. Запредельное непонимание. Даже в среде мыслящих не понимали. А обретшие стабильность и крепко держащие бога за яйца не понимали тысячекратно.

Кстати, любимец публики Александр Глебович Невзоров любит повторять, что большинству людей думать не положено, большинство чисто физиологически на это не способно, думать — удел избранных, к которым Глебыч себя, естественно, причисляет. Избранные, с точки зрения Глебыча, и должны все объяснять массам. Собственно, на экспериментах объяснения с массами он и состряпал себе имидж вольнодумного карбонария и неуязвимого Мефистофеля, существа циничного, бессовестного и безнравственного. И этот имидж ему чрезвычайно нравился аж до 24 февраля. Сегодня неуязвимый Мефистофель уже дружит с Азовсталью и объясняет, что все предельно просто. Ну ещё бы. Вчера ты дружил с путиным, находя его симпатичным и объясняя массам, что этот правильный чекист удерживает Россию от катастрофы. В 2016-м не стеснялся объяснять вот это вот все массам. После аннексии Крыма, развязанной войны, уже уничтожена российская независимая пресса, оппозиция, все живое, мыслящее, порядочное, достойное, настоящее в твоей стране истребляется, загоняется в угол, выводится на корню, уже убили Немцова, а путин тебе все равно симпатичен, и ты веришь в его счастливую звезду удержания от катастрофы.

Невзоров — пример крайне иллюстративный. Типа эстет и бездушный интеллектуал всю жизнь общается со всяким сбродом — от главарей мафии до наемных бандюков, всю жизнь думает через кого-то, как чеховская Душечка, мнения, концепции, взгляды, представления, позиции меняет позорно и неприкрыто, как пьяный факир, у которого вечно торчат из шляпы чьи-то уши. Но на стиле. «Почему вы все время ходите в чёрном?» — «Дело в том, что Константин Гаврилович застрелился».

Будучи фигурой совершенно несамостоятельной и всю жизнь обслуживающей хозяев разной степени отвратительности, он крайне быстро разобрался, где живет и как все это можно обустроить с максимальной для себя выгодой. Рыбки Дори ж ни фига не помнят из того, что ты делал и говорил вчера, и если твое вчера для тебя уже неактуально с точки зрения выгод, то говори сегодня про то, что актуально. С точки зрения выгод. Да вообще ляпай шопопало. Но ляпай уверенно. Вот уверенности Невзорову не занимать.

За месяц до войны он утверждал, что никакого полномасштабного вторжения не будет даже на Донбассе, причём максимально уверенно, как специалист. Через месяц специалист экстренно понял, что в России уже ловить нечего, симпатичный ему путин ничего не удержал и пора тикать. А поскольку Украина сейчас в центре внимания всего мира, то куда ж ещё? «Тільки вас, полковнику, тут і бракувало».

Глебыч — до смешного амбициозный и до сих пор верит в свою звезду. Ну и жизнь на излете, ты никем так и не стал, а тут такой шанс. Все максимально просто, ага.

В звезду Глебыча в качестве друга Украины я категорически не верю. Все звёзды его давно закатились, он аморально устарел со всеми своими демоническими имиджами, можно, конечно, переобуться из Мефистофеля в Христа, время ещё есть. Но время — деньги. За такую пошлость сейчас мало платят. Свою фан-зону он получит, но заход в друзья Украины станет его последним фиаско. Он вообще не понимает, что это за страна, за общество, за люди, и даже никогда не пытался понять. Люди у нас сложные, больше думают, чем говорят. И внедряться в качестве друга со своим опытом дрессировки аквариумных рыбок в Украину, где на двух чуваков три гетьмана, опрометчиво и бесперспективно.

Вопрос же, нафига нашим гетьманам в разгар войны этот изнурённый всяческим нарзаном прохвост, я уже задавала. Вопрос открытый.

Больше пейте, меньше закусывайте. Это лучшее средство от тоски и поверхностного атеизма.

Мнение автора может не совпадать с мнением масс.

***

«Евгений Миронов со своим Театром Наций в рамках гуманитарной программы «Единой России» приехал в Мариуполь, где показал спектакль ко Дню защиты детей. Это была личная инициатива артиста».

Третий рейх в рамках гуманитарной программы дал концерт «Все лучшее — детям»

Ты много раз приезжал в Украину. Со спектаклями Някрошюса, Остермайера, Херманиса, Штайна. Я помню, как ты трендел, что читал Шекспира в подлиннике. Я помню, как решила уточнить, что ты понимаешь под подлинником. Дурак. Тебе тут предоставляли лучшие залы, отели, кормили, поили, принимали как дорогого гостя, с аншлагами, цветами, встречали и провожали овациями. Ты видел этих людей, ты общался с ними, ты давал прессухи в наших театрах, интервью, ты ходил по нашим улицам. Годами. Какие нацисты на тебя тут нападали? С чем ты тут сталкивался за много лет, кроме внимания и обожания? Что тебе сделала плохого Украина? Ты же переиграл весь классический репертуар, столько всего прочёл и наизусть выучил из мировой культуры. Ты же Мышкина играл. Хлопал глазками проникновенно. «Вы краснеете, это черта прекрасного сердца». Ты так долго учился культуре, так прилежно, так самозабвенно, но все, чему научился, — не краснеть.

«Вы и убили-с».

Юлия Пятецкая