Главная / КУЛЬТУРА / Михаил СПИВАК | Путь от цивилизатора до оккупанта

Михаил СПИВАК | Путь от цивилизатора до оккупанта

Путь от цивилизатора до оккупанта

Эта история о том, как почти столетие можно делать хорошее дело, а потом за несколько месяцев сломать все достижения.

Сначала краткое отступление. Смотрел интервью с российскими военнопленными. Ничего особо примечательного. Ответы однотипные, что естественно в той ситуации, но один момент меня заинтересовал. Никто не смог ответить на простой, казалось бы, вопрос: что такое «русский мир»? Не думаю, что кто-то вообще способен внятно ответить на этот вопрос. Даже на ФБ спроси, в лучшем случае прозвучит что-то типа «это русская литература, русская культура», может, до кучи «скрепы» и «особый путь» вспомнят.

Однако есть английская литература и культура, есть французская. В бывших советских республиках есть и то, и другое. И скреп у каждого – хоть взаймы давай. Но никто же не говорит про «английский мир», или «бразильский», или «испанский», или «греческий», или «канадский», или «венгерский».

Есть одно исключение – еврейский мир. Там все просто: изгнанники из своей страны, рассеянные по чужбине. Это не про экспансию, а про взаимопомощь, взаимовыручку, про сохранение традиций для самих себя. Но русский-то народ никто не изгонял. Чаще они кого-то… Но мы о другом.

Что же такое русский мир? Точнее, где мы видели его проявление. В СССР такого понятия точно не было, потому что само определение попахивает чем-то самодержавно-имперским. В Союзе наоборот всячески подчеркивали интернациональность государства и поддерживалась (для пропаганды, но все же) самобытность всех культур (кроме еврейской, конечно). И университеты в республиках строили, и на возрождение местной культуры специалистов из метрополии засылали. Было, было…

Хорошо, а если взглянуть с другого конца истории – с Ивана Грозного. Он первым попытался сделать свое царство преемником Золотой Орды. До него были великие князья, но он провозгласил себя: «царь и великий князь». Так что? Земли, утраченные Ордой, он захватывал: казанское ханство, астраханское, на Европу плотоядно поглядывал, за Урал смотрел, сибирское ханство покорял. Но нигде не насаждал он ни русский язык, ни литературу (каковой, к слову-то, почти до середины 19-го века не существовало).

И Петр Первый велик был, нрава крутого. Территорию своей империи расширял, но русский мир никому не нес. Наоборот, европейскую культуру принес в русское царство, «майн херц» и всё такое. В 1812 году русские войска вошли в Париж. Александр I блистал прекрасным знанием французского языка и умением танцевать на европейский манер. И все российские офицеры даже между собой часто говорили на французском. Снова не видим никакого русского мира, он просто никому тогда был не нужен.

Ладно, не буду вас томить перечислением всех царей и императриц. В 1894 году на российский престол взошёл самый глупый, самый бездарный царь-подкаблучник Николай II… Но тут мы снова должны вернуться в эпоху наполеоновских войн. А именно в 1809 году, когда после победы в войне над Швецией, территория Финляндии отошла к Российской империи.

Финны в целом благосклонно приняли свое новое подданство. Начиная с Александра I, все русские цари проводили достаточно лояльную политику по отношению к финнам. Им оставили их религию, полное самоуправление, все государственные институты, царь дал им конституцию, которую они сами разработали. Финских мужчин не призывали в российскую армию, если она действовала не в целях обороны финской территории. Россия не вела себя в Финляндии, как оккупант. Наоборот, все взимаемые там налоги вкладывались в развитие финского государства. Александр I не только не отнимал территории, но и подарил финнам город Выборг, отнятый у шведов. В 1838 г. появилось финское общество наук и литературы. Российская империя выступала в качестве «цивилизатора».

Финнам не навязывали русский язык. В русском мире не было никакого смысла, потому что Россия несла туда цивилизацию и просвещение. Кто хотел, мог спокойно оставаться в местечковом комфорте. А у кого были амбиции, тот сам выбирал и изучал русский язык. Пример: Карл Густав Маннергейм, пожелавший стать офицером русской армии, прошел путь от кадета до генерал-лейтенанта от кавалерии.

По этой же причине нет «американского мира». Никому не нужно наганом и плеткой нести английский язык и американскую культуру – люди сами тянутся к успешным странам. Когда кто-то распространяет свой «мир» — это первый признак ущербности их идеологии. Как исламизация. Добровольно никто не хочет в средневековье, поэтому распространяется она исключительно обманом, либо угрозами, либо силовыми методами. Поэтому сколько шума и скандала. Шум вокруг русского мира из той же оперы, хотя основы разные.

Так вот, переходим к главному. Все было хорошо в Финляндии, пока на сцене не появился Николай… кажется, его не так давно канонизировали, что не удивительно, учитывая современные реалии. В 1898 г. генерал-губернатором Финляндии царь назначил генерала Бобрикова. Именно Бобриков при вступлении в должность подал государю план реформации Финляндии. Вот некоторые из пунктов этого плана: объединение армии (хватит, ребята, на своей территории отсиживаться – повоюйте-ка где-нибудь в Средней Азии за русский мир), введение русского языка, как официального (учебные заведения, государственные институты – все насильственно должны были перейти на русский язык), пересмотр учебников для финских уч. заведений (а вы что думали, это в 21-м веке придумали?) и т.д. Насильственная русификация, или русский мир, во всей своей красе.

Манифест о введении всех этих правил от 1899 года – это и есть начало того, что сегодня стало называться «русским миром», привет вам от Николая Ивановича Бобрикова. Тогда стали закрываться финские национальные газеты, инакомыслящих выдворяли за границу, чего раньше в Финляндии не случалось. Вытравливались высший и средний класс, и проводились популистские меры в пользу люмпенизированных масс.

Русский мир победно шагал по Финляндии, пока в 1904 году сын финского сенатора Эйген Вальдемар Шауман (не смотрите на фамилию – он швед), уроженец Харькова, не всадил в Бобрикова Николая Ивановича три пули из браунинга. После гибели своего ставленника, последний русский царь свернул реакционную политику. Финляндия двинулась по пути демократизации, и даже стала первой в Европе страной, где женщины получили право голоса (такой вот интересный факт).

Но Николай Второй не был бы самим собой, если бы вынес урок из случившегося. Вторая экспансия русского мира в Финляндию была предпринята Столыпиным Петром Аркадьевичем. Царский премьер-министр в 1909 году повел решительное наступление на финскую автономию, распустил сейм (парламент)… и опять браунинг, опять стрельба в общественном месте – Столыпин отправился в мир иной.

Весь 19-й век Российская империя играла в жизни Финляндии крайне позитивную роль, но потом за какие-то несколько месяцев сломала все прошлые достижения и умудрилась из союзника нажить себе заклятого врага.

Эта история о том, что когда ты умный, благородный, когда развиваешь науку, когда богатеешь и несешь просвящение, тебе не нужно создавать какой-то «мир». Тебе не нужно никого запугивать, нет необходимости насаждать свой «мир» остальным. Другие страны, другие народы сами придут, сами попросятся в эту орбиту и сами выучат твой язык. Создание «миров» (не важно каким народом) – это показатель провала, вранья другим и самообмана.

И, кстати (перескочим на полвека вперед), как только СССР отказался от захватнических планов в отношении Финляндии, отношения нормализовались и оставались таковыми вплоть до 2022 года.

На фото похороны основоположника «русского мира» Бобрикова Николая Ивановича.

Михаил Спивак