Главная / ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ОЧЕРКИ И ЭССЕ / Елена Тамаркина | Соловьиное сердце

Елена Тамаркина | Соловьиное сердце

Соловьиное сердце

200 лет со дня смерти выдающегося английского поэта-романтика ДЖОНА КИТСА

Всего 25 лет прожил он на свете, успев создать наиболее чувственную, изысканную и трогательную романтическую поэзию, вошедшую в мировую сокровищницу. 23 февраля исполняется 200 лет со дня смерти великого английского поэта-романтика.

ДЖОН КИТС (John Keats, October 31, Moorgate, London, England, 1795 – February 23, 1821, Rome, Papal States, Italy) родился 31 (29) октября 1795 в Мургейте, Лондон, в семье содержателя конюшни со скромным достатком. Мальчик рано остаётся круглым сиротой – отец, Томас Китс, погибает в результате трагического случая, когда мальчику всего 8, а мать, Фрэнсис Дженнингс, умирает от туберкулёза, когда Джону, старшему из выживших в семье четверых детей, 14 лет. Он воспитывается у дедушки и бабушки Дженнингсов в Энфильде и получает хорошее образование в местной частной школе.

С 1811 года юный Джон обучается у соседа-хирурга, работает при лондонской больнице (1815-1816), и… увлечён поэзией.

В 1814 году юноша пишет стихотворение «Подражание Спенсеру» и, едва получив диплом хирурга, всё же решается оставить медицину и стать поэтом. Прежде всего, это вызов самому себе. Однако во многом такое решение – плод дружбы с Ли Хантом (с 1816 г.), близким другом великих Байрона и Шелли, влиятельным литературным критиком, издателем, пропагандистом романтической поэзии Джона Китса.

Нежная, романтичная и мудрая душа определяет постоянные и наиболее притягательные для Китса темы в поэзии – преклонение перед красотой и могущественной природой, идея общественного служения, тема благотворного воздействия искусства на человека.

В его ранних стихах преобладает ощущение полноты земной жизни, красоты «истинного, чистого и высокого чувства», сильно влияние Спенсера.

Альманах

Идеалом подлинного поэта, постигающего тайны мироздания внутренним зрением, Китс и другие романтики считают Гомера. Поэт видит идеал гармонии и красоты в античности, первым его большим произведением становится поэма «Эндимион» («Endymion», 1818) – о любви богини луны Селены к прекрасному юноше пастуху Эндимиону. Тема получает ещё большее развитие и в известном произведении Джона Китса «Ода Греческой Урне» (‘An Ode to a Grecian Urn’1819), опубликованном в 1820 году, и во всём творчестве поэта.

Отрывок из поэмы Джона Китса «Эндимион»
‘A thing of Beauty is a joy forever’ (John Keats, ‘Endymion’.Еxtract )

«Рождает радость в сердце Красота,
Повсюду её прелесть разлита,
Живёт всегда в тиши и, сохраня
Уют в жилище, милом для меня,
Безмолвно правит всем, чем жив поэт.
И потому оков прекрасней нет,
Чем быть цветами связанным с землёй…»

В 1819 Китс создаёт свои лучшие произведения – поэму «Гиперион» ‘Hyperion’ (опубликована в 1820 г., не закончена) и небольшие поэмы на сюжеты из итальянской литературы Возрождения: «Ламия», « Изабелла», «Канун Святой Агнессы» (‘Lamia’, ‘Isabella’, ‘The Eve of St. Agnes and Other Poems’).

Большое увлечение поэзией Спенсера и Мильтона, а также теоретические воззрения Ли Ханта оказали сильное влияние на избрание Китсом итальянской модели сонета. После 1817 года это влияние ослабевает, и поэт обращается к шекспировской модели сонета.

По количеству написанных романтиками сонетов Китс уступает только Вордсворту. Он, как и Вордсворт, не ограничивает сонет тематически. Звёздная метафорика присуща его поэзии.

СОНЕТЫ

Кто в городе надолго заточён…
(To one who hath been long in city pent…)

Кто в городе надолго заточён,
Тот взгляд захочет в небо устремить.
Увидев там улыбку, обречён
Молитву выдохнуть, на миг застыть,
И, с лёгким сердцем – счастья боле нет! –
Упасть, блаженствуя, на трав душистых ложе,
Прочесть о чьей-нибудь любви сонет,
Который сердце лишь чуть-чуть встревожит…
А вечером – брести домой, лениво
Прислушиваясь к пенью соловья;
Смотреть на облачко свободное ревниво;
Оплакать день, уплывший за моря;
И, снова глянув в небо, молчаливо
Отправиться в привычные края…

*********

Звезда
(Bright Star)

Звезда! Когда бы мог и я, как ты,
Не одиноким быть в полночный час,
И вечно постигать земли черты,
Ни на мгновенье не смыкая глаз:
Глядеть, как воды ускоряют бег
Для омовенья грешных берегов;
Как лучезарный и невинный снег
Укрыл вершины гор, крутых холмов. –
Но нет! Я неизменно бы желал
На грудь любимой голову склонить
И, чувствуя её, я б замирал –
О, я б хотел навечно сохранить
Волненье сердца, милой нежный вздох… –
Чтоб это изменить никто не мог!

*********

Когда я в страхе, что конец придёт…
(When I have fears that I may cease to be…)

Когда я в страхе, что конец придёт
Скорей, чем описать перо успеет
Всё, что в мозгу наполненном найдёт,
Где мысль, как в житнице зерно, доспеет;
Когда я вижу ночи звёздный лик
И романтичных облаков стада,
Я думаю: мой срок не так велик –
Мне не найти вовеки их следа;
Когда я чувствую, прекрасное созданье,
Что больше мне тебя не увидать,
Вновь не изведать сладости страданья,
Восторженною страстью не пылать…
Тогда мне кажется, что слава и любовь
Умрут со мной и не воскреснут вновь…

Альманах

*********

Церковный колокол вещает…
(The Church Bells Toll…)

Церковный колокол вещает заунывно,
В звук проповеди вслушаться взывая,
К иным заботам паству призывая,
С иной молитвой связан неразрывно.
Взор человека заколдован, верно,
Когда он видит, как уходит каждый
От очага домашнего однажды,
Из жизни славной и из жизни скверной.
Вещает колокол, и чудится мне вдруг
Могильный холод, словно недалёк
Его глухой, прощальный скорбный звук…
Последний тлеет в печке уголёк.
Но Времени печать – бессмертья рок –
Из свежих роз сплетает свой венок!

В 1820 г., в результате утомления и нервного напряжения на фоне постоянных материальных трудностей молодой поэт заболевает туберкулёзом. По совету врачей, после сильного горлового кровотечения он уезжает в Италию, и в феврале 1821 года, на 26-м году жизни, поэт умирает в Риме….

Долгое время считалось, что последнее произведение Китса – опубликованный в 1839 году сонет ‘Bright star’, записанный в ноябре-декабре 1819 года на пустой странице томика стихов Шекспира, напротив “A Lover’s Complaint”.

Осенью 1818 г. 23-х летний Джон Китс знакомится с 18-ти летней Фанни Браун (Frances (Fanny) Brawne) – Фрэнсис (Фанни) Брон Линдон (9 августа 1800 – 4 декабря 1865), и в его сердце вспыхивает сильная и нежная страсть, о чем свидетельствуют 37 его любовных писем и записок, а также страстные, бесконечно печальные, нежные и горькие пронзительные стихи. Все они бережно собраны антропологом, художницей и сценаристом Джейн Кэмпион в книге «Джон Китс, столь яркий и нежный, любовные письма и стихи к Фанни Браун» (‘John Keats, So Bright and Delicate, Love Letters and Poems to Fanny Brawne’ by Jane Campion, Penguin Books). Китсу не суждено было жениться на возлюбленной. По книге поставлен фильм ‘Bright star’.

При жизни Китс успевает публиковать свои произведения только в течение четырёх лет. Ему помогают друзья. Однако после выхода первых поэтических сборников молодой ранимый поэт становится мишенью для резких и ядовитых выпадов завистливой, догматичной и равнодушной отечественной критики, чьи убийственные «стрелы» безжалостно пронзают соловьиное сердце творца новой прекрасной поэзии.

За год до собственной трагической гибели замечательный английский поэт
Перси Биши Шелли (Percy Bysshe Shelly, 1792-1822) посвятил памяти молодого друга поэму ‘Адонис: Элегия на смерть Джона Китса’. (Extract from ‘Adonaïs’: An Elegy on the Death of John Keats’)

Отрывок из поэмы Перси Шелли «Адонис»

… Вознёсся он над мраком высоко;
Отныне злоба, зависть, клевета,
Терзавшие при жизни так легко,
Бессильны – стали каменны уста.
Из мира, где царила суета,
Ушёл навеки, боли больше нет:
В обледенелом сердце пустота.
И лишь зола – души сгоревшей след –
На дно холодной урны упадет…

Елена Тамаркина (Текст и перевод с английского (1977-1979)