Шарж – занятие небезопасное
У замечательного израильского художника Эдуарда Бреслера – множество интереснейших философских работ, побуждающих к созерцанию и размышлению.
Наряду с ними – шаржи. Для их создания требуется не только мастерство, но и хорошее чувство юмора. Они выразительнее портрета передают характер.
– Изобразить объект с нестандартной внешностью – проще. И все же работать над шаржем человека с обычной внешностью – интереснее, – говорит Эдуард.
– Подводные камни имеются? – спрашиваю.
– Еще со времен армейской стенгазеты я понял, что рисовать шаржи и карикатуры на сослуживцев и начальство – занятие тонкое, рискованное и отнюдь небезопасное…
– Но необходимое для отчетности и показухи, – я соглашаюсь, припоминая пионерско-комсомольское житье-бытье.
– Очень необходимое. «Боевой листок» представлял собой цифровой липовый отчет, получаемый от командира путем высасывания информации из пустоты. Юмор, как известно, доходит до разума у каждого индивидуума по-разному…
– А иногда, чего греха таить, и не доходит…
– Один из тех, кому не доходит, ринулся на меня со словами: «Зарежу….. ……. ……!!!». Его еле-еле удержали сослуживцы, чем сохранили мне жизнь.
– Гении пера и кисти нужны нам живыми и здоровыми! – рассуждаю. – Может, поэтому выбор объектов для шаржей направлен на людей известных. Это делается с почтением и любовью. С кого начнем? Пожалуй, с Зиновия Гердта в роли Паниковского. Образ в преломлении Э. Бреслера удался на славу. Характер просматривается, а поскольку встречают по одежке, костюмчик должен сидеть, и он сидит. Паниковский прекрасен, гусь – тоже. Так и слышится бессмертное из Ильфа-Петрова: «Я всех вас переживу. Вы не знаете Паниковского. Паниковский вас всех продаст, купит и снова продаст».
А вот и Михаил Водяной – «министр финансов и адъютант Попандопуло из Одессы»: «Слушай, что-то мне не нравится здешний режим. Чует мое сердце, что мы накануне грандиозного шухера!… На тебе сто миллионов. Слушай, возьми все. Я себе еще нарисую».
Великую Раневскую изображали многие. Не устоял и Эдуард Бреслер: «Захотелось изобразить её, нежно касаясь бумаги…».
Получилась абсолютно живая Фаина Георгиевна: «Ты ушел от меня, и текут мои горькие слёзы…»
Ролан Быков. «Шинель». Акварель, акварельные карандаши.
Прав был Гафт, написавший о Быкове:
Ему бы в сборную по баскетболу,
Какой-то чёрт сидит в нём, бес.
Всего лишь два вершка от пола,
Но звёзды достаёт с небес.
– Вся прелесть в работе над подобными шаржами – в интерпретации. Не брать готовый кадр из фильма, а продумывать позы, движения рук… Придумывать своё – такое удовольствие! – говорит Эдуард. – Все, кого я рисовал, люди с непростой судьбой. В кино и на сцене – комедия, в реальной жизни – трагедия. Их знала вся страна, но умирали они в нищете.
Всеми любимый Заслуженный артист Алексей Смирнов.
Виртуоз маленьких ролей, король сцены Лев Перфилов.
Георгий Бурков – эрудированный, начитанный, порядочный, интеллигентный, – несмотря на роли в кино, убеждающие в обратном.
Борислав Брондуков с обманчивой внешностью простака.
– Черт с ними, с главными ролями! Вы дайте мне хороший эпизод, и я из него сделаю конфетку! – говорил он режиссерам.
Георгий Вицин в «Двенадцатой ночи» по Шекспиру. Акварель, акварельные карандаши.
– Должен признаться, что пришлось повозиться, но усилия того стоят, – рассказывает Эдуард Бреслер. – Фильм старый, детали плохо просматривались… С костюмом пришлось пофантазировать. Такого фона в фильме нет… В результате шарж превратился в трудоёмкую картину. Что поделать, периодически я впадаю в детство в хорошем смысле этого слова. Находиться в этом состоянии, занимаясь подобной работой, наслаждение!
В каждой работе – частичка души ее автора. Борис Новиков в исполнении Эдуарда Бреслера – неподражаем. Точно переданы характерные черты, смешинки в глазах и улыбка.
Сергей Филиппов. Украшение любого фильма. Акварель, акварельные карандаши.
Последние годы жизни народного артиста прошли в одиночестве. В одиночестве и умер. Две недели тело лежало в разграбленной квартире. Исчезла библиотека, дорогой антиквариат… Деньги на похороны Сергея Николаевича собирали по людям, «Ленфильм» не выделил ни гроша.
Ещё один персонаж из галереи шаржей Бреслера – выдающийся актер театра и кино Готлиб Ронинсон. Его называли «комик с грустным взглядом», «рыцарь нелепых образов», «забавный недотепа с душой, истерзанной ранами».
В претворении своих замыслов художник всесилен. Таки пригодилось образование, полученное в Одесском театрально-художественном училище и многолетняя работа театральным бутафором.
Решив немного похулиганить, Эдуард подключает свою богатую фантазию и создает из двух потрясающих актёров «сладкую парочку». Лебедев и Милляр весьма органично смотрятся вместе, не правда ли? Работа выполнена акварелью и акварельными карандашами. «Аристарх, голубь, а не пора ли нам бросить этот официоз – и мирно, полюбовно встретиться где-нибудь в укромном уголке?..».
Один из любимых фильмов Эдуарда Бреслера – «За двумя зайцами». Любимая актриса – Маргарита Криницына.
– В своё время был поражён силой перевоплощения этой актрисы, – улыбается художник. – Красивая, эффектная женщина… Но так суметь перевоплотиться… Волшебный образ! Решился! И вот вам «Проня Прокоповна». Акварель, акварельные карандаши. Удовольствие от выполненного – зашкаливало!
Прекрасная акварель. Задорная и виртуозно исполненная. Так и слышится голос Прони (из нескольких цитат – монолог): «Мне так сладкое надоело! Кажинный день у нас дома лакомств этих разных, хоть свиней корми! Я больше люблю пальцины, нанасы… Мне если б модная публика, так я б себя показала! А то с кем тут водиться – необразованность… Вот днем так я люблю гулять в царском саду с книжкою беспременно, потому так приятно роман почитать… Ах, я такие люблю ужасти как: чтоб про такую любовь писали, как смола чтоб кипела!»
Работа Эдуарда Бреслера по мотивам «Ширли-мырли». Художник, как всегда, на высоте. Каждый шарж – театральное действо.
Потрясающий Валерий Гаркалин в «Ширли-мырли»: «Я ваше горе, мама, готов разделить… Но по пунктам…»
Незабываемый Михаил Светин. Акварель, акварельные карандаши.
– Эдик, как шла работа над образом? – спрашиваю.
– Что интересно, образ всегда рождается по крупицам – десятки фотографий, из которых пытаешься что-то слепить. В моём сознании Светин предстаёт ребёнком. Большим ребёнком его тоже не назовёшь. Поэтому решил изобразить его в детской обуви.
– Здорово получилось! С душой и любовью!
– Без этого подобное не создается… Вспомнил историю, когда Михаил решил посетить город своего детства. Приём был на самом высоком уровне. После выпивки и закуски почетный гость попросил отвезти его на кладбище – к могилам предков… Искали полтора часа, но могил не нашли. Направляясь к машине, Светин сообразил, что искал родственников по фамилии Светин, а не по фамилии Гольцман.
– Михаил Соломонович Гольцман так прирос к новой фамилии, что забыл о настоящей…
Колоритнейший Борис Сичкин. Акварельные карандаши.
«Я из Одессы! Здрасьте! Хочу открыть вам маленький секрет… Я шутил, шучу и буду шутить. Потому что я не могу иначе».
Михаил Пуговкин – живее всех живых в хорошем смысле этих слов. Его «трехдюймовые глазки путем меткого попадания зажгли огнедышащий пожар» в наших сердцах. «Словом, бац-бац! И в точку»!
Свой шарж на Леонида Каневского художник назвал «Просто Шурик». Персонаж из фильма «Следствие ведут знатоки» пользовался такой популярностью, что зрители завалили телевидение угрожающими письмами: «Убьете майора Томина – разобьем телевизор и больше ничего не будем смотреть». А когда майора Томина подстрелили, народ спрашивал группу крови любимого Шурика с целью стать донором.
Владимир Басов. «Дуремар». Акварель. Цветной карандаш.
– Я тебе дам одну волшебную вещь…
– Хе-хе-хе! Миллион пиявок за одну вещь!
– Эта же вещь приносит счастье…
– Ты что! Хочешь, чтобы я променял деньги на какое-то счастье?!
Армен Джигарханян, снявшийся в несметном количестве фильмов и оставивший после себя множество высказываний: «Всё, чем горжусь в жизни, не давалось мне легко…. Самое главное – любить людей. Любить – и все. А это трудно. Вы думаете, что это легко, а вы попробуйте – у вас не получится».
Жизнь сквозь смех. Всенародно любимый Савелий Крамаров. Акварель, цветной карандаш.
– Если бы мне когда-то сказали, что Савелий Крамаров на экране и в жизни представляет двух абсолютно разных людей, я никогда бы не поверил, – говорит автор шаржа. – А на самом деле он был ранимым, грустным, глубоким человеком… Это именно тот случай, когда первое впечатление обманчиво…
Блистательный и неповторимый Юрий Никулин: «Слышать смех – радость. Вызвать смех – гордость для меня».
Еще одна работа из актёрской серии – Станислав Садальский. Акварель, карандаш. «Кофелёк, кофелёк… Какой кофелёк?»
– Лицо очень живое и эмоциональное, а если есть ощущение, что немного пропорции лица и тела не соответствуют, я делаю это умышленно… Поскольку это шарж… – комментирует художник.
А вот Эдуард Хиль. Народный артист, любимый миллионами, в акварели и акварельных карандашах.
Джон Траволта: «Актёрство – это смесь везения и намерения. Мне повезло… Я давно усвоил, что от светской хроники и рецензий надо держаться подальше… Выбирай, что пускать в свою жизнь».
У Фернанделя, одного из величайших комиков мира, весьма специфическая внешность. «У меня зубы лошади и глаза собаки! – говорил о себе Фернандель (настоящее имя Фернан-Жозеф-Дезир Контанден). – Я играю то, что чувствую, я никогда и ничему не учился. Разве этому научишь?… Я по натуре комик, а коль скоро ты комик, так чему же тут учиться? Комиком надо родиться. Вот я и родился. Согласитесь, что с такой, извините за выражение, «физией» никем иным я стать не мог!»
По устоявшейся традиции художники изображали его с лошадиными зубами во все лицо, но шарж в исполнении Э. Бреслера – намного интереснее. Там – сам Фернандель.
Человек-клоун, которого в молодости даже освободили от несения караула во время службы в армии, потому что неудержимая мимика часового собирала множество хохочущих зевак. Актер вспоминал: «Когда я пришел к будущему тестю, я очень хотел произвести на него благоприятное впечатление и все время улыбался, пока тесть не заорал: «Да закрой же ты рот, я хочу увидеть твое лицо!». Это лицо мастерски изобразил Эдуард Бреслер.
Художник блестяще справляется с задачами, которые сам себе ставит. Это шарж на Агату Кристи в окружении героев её романов. Акварель, цветной карандаш.
– Интересный факт, – Эдик интригующе улыбается. – Самым нелюбимым для неё из хозяйственных дел являлось мытьё посуды. Писательница утверждала, что во время занятий этим неблагородным делом в её мозгу зарождалось очередное преступление…
Классик всемирного кинематографа Стивен Спилберг: «Быть режиссером – это все равно, что проживать множество жизней. Думаю, что по этой же причине люди и ходят в кино».
Великий американский кинорежиссёр, актер, оскароносец, создатель уникального жанра фильмов, которые одновременно относятся и к авторскому кино, и к массовой культуре, Квентин Тарантино пустил корни в Израиле. Личность колоритная и именитая, лауреат всего возможного и невозможного, Квентин Тарантино ходит в обычные израильские магазины, кафе и даже как все простые смертные, стоит в очереди. А еще выражает поддержку солдатам израильской армии, посещая армейские базы.
Изображён Эдуардом Бреслером на фоне своих афиш и всяческих призов.
Я считаю, что главный его приз – семья. «Когда я в Израиле, я отец», – сказал Тарантино. Гордимся!
Применительно к данному персонажу у художника Эдуарда Бреслера, который еще и поэт, родились следующие строки:
Джеки Чану
Обаяшка… Ладно скроен,
По характеру – дитя.
Занимаясь мордобоем,
Он сметает всех шутя…
У американского актёра, режиссера, продюсера Дэнни Де Вито рост 1м 47см. Маленький, да удаленький! Акварель.
Национальное достояние Франции – неотразимый Жан-Поль Бельмондо. Французы ласково называли его Бебель.
«Когда я впервые ступил на сцену, я очень сомневался. Я сомневался, когда снимался в своих первых фильмах. Но всегда надо идти вперед, проявляя смелость, которая не исключает сомнения… В Консерватории драматического искусства, где я учился, не слишком верили в мои способности. Более того, мой педагог Пьер Дюкс, вздыхая, предупреждал, что с моей внешностью я никогда не буду нравиться женщинам. Через несколько лет после окончания Консерватории я встретил его на Елисейских полях. Со мной была моя подруга – сногсшибательная Урсула Андрес, сыгравшая первую девушку Бонда. Я улыбнулся, развел руками и сказал учителю: «Вот так получилось…».
Жерар Депардье. «Человек – существо мятущееся и находится в вечных сомнениях».
Магия истинного таланта – способность заглянуть в душу изображаемого объекта (пусть даже через экран или фото), увидеть самому и показать другим. Cвои шаржи Эдуард Бреслер – сам по себе уникум – называет «издевательства над любимыми актёрами». Его работы не затеряются среди множества прекрасных работ других художников. Каждая работа Эдуарда – самобытна, эксцентрична, феерично остроумна… И при всём при том абсолютно все персонажи излучают доброту, тепло и бесконечное обаяние. Эти черты присущи самому художнику.
Изображенным повезло. Нам – тоже. Пусть эта замечательная виртуальная выставка улучшит ваше настроение. В наше непростое время оно нам просто необходимо.
Зинаида Вилькорицкая
Дорогие читатели «Нового Континента»! Интервью Зинаиды Вилькорицкой с Эдуардом Бреслером, опубликованное в нашем издании в 2023-м году, вы можете прочитать по ссылке:
Эдуард БРЕСЛЕР и Зинаида ВИЛЬКОРИЦКАЯ | Когда вдохновение договаривается с жизненными трудностями
«Новый Континент» Американский литературно-художественный альманах на русском языке
































Это шедевр,все и сам автор шаржей Эдуард и автор этой прекрасной статьи Зинаида!Вы просто прекрасное дополнение одного к другому!Горжусь что лично знакома с вами.Скромные,очень талантливые люди,жители маленькой но такой сильной страны,Израиль!Я желаю ВАМ творческих успехов! Много произведений,много поклонников вашего таланта! Мира и благополучия!
Interesting analysis! Seeing more platforms like betpk club prioritize RTP data is great for informed betting. Transparency builds trust, and that’s key for long-term player engagement, don’t you think? Solid insights here!