Главная / ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ПРОЗА / Тимофей Лиокумович. Немеркнущая страница русской истории и культуры

Тимофей Лиокумович. Немеркнущая страница русской истории и культуры

К 106-й годовщине со дня рождения Александра Твардовского

А где моё слово, что было бы подлинным,
Тем самым, которое временем спросится?
Пускай оно будет не самое громкое,
Но только бы правдой бестрепетной ёмкое.
Александр Твардовский

Liokum_Tvard_INTКак все растения, как всё живое тянется к солнцу, так русская литература ХХ века своими лучшими произведениями притягивает к себе читателей высокими идеалами, словно факелом освещая им пути к человеческому благородству, патриотизму и гуманизму. Убедительным подтверждением тому родниковая поэзия высочайшей пробы А. Твардовского как по значимости содержания, так и по требовательным критериям художественного совершенства, в которой запечатлены лучшие нравственные качества современников, их беззаветная любовь к родной земле, их героическая жертвенность во имя её свободы и процветания. Отразив боли и горести, беды и страдания, тревоги и радости, падения и взлёты многострадальной эпохи, в которой пришлось жить и писать, А. Твардовский решительно не принимал социальной несправедливости, прикладывал максимум усилий к возведению мостов взаимопонимания между людьми, призывая их жить в мире и согласии, протестуя против любых форм жестокости, не допуская лживого искажения реального мира, убеждая в необходимости не поддаваться загримированным под истину ложным уродствам и противостоять всему, что пытается искалечить человеческие судьбы.

Литературные произведения А.Твардовского, ставшие правдивой летописью народной судьбы, своим содержанием и формой убеждают в том, что нельзя бездумно отказываться от предшествующих культурных достижений, а, наоборот, требуется опираться на них для эффективного развития общественного самосознания, используя в интересах создания нормальных условий жизни людей, в заботах о нормальном состоянии души человеческой.

Сборник «А.Т.Твардовский. Исследования и материалы. Выпуск 2» (2015) подготовлен при активном участии кандидата филологических наук Оксаны Александровны Новиковой, руководителя Смоленского Центра изучения творчества поэта-земляка при Смоленском государственном университете, представляется нам достойным вкладом и в постижении самобытных творческих успехов признанного классика, и в научное литературоведение. Книга в очередной раз не только убеждает в непреходящей ценности литературного наследия поэта для наших современников и будущих поколений, которые глазами автора поэм “Страна Муравия», «Василий Тёркин», «Дом у дороги», «За далью – даль», «По праву памяти», «Тёркин на том свете» и задушевной лирики увидят и заново переживут целую эпоху из народной жизни, из истории своей страны и станут судить о ней на основании изображённого поэтом. Его мудрое слово, в котором пульсируют живые ритмы времени, будет призывать создавать, а не разрушать, призывать к миру между народами, к освобождению от надуманных мифов, извращающих подлинное лицо действительной жизни, предупреждать об опасности подмены живых проблем ложными.

Произведения А.Твардовского не потеряют своей актуальности, ибо учат обращать вдумчивое внимание на животрепещущие проблемы, не позволяя бездумно одурманиваться тем, что пытается всеми силами затуманивать здравый смысл текущих событий. Напоминая с гражданских позиций о непреходящей обязаннности каждого индивидуума «бороться за лучшую долю людей», о действенном внимании к болевым точкам современности, о необходимости отстаивать правду («да была б она погуще, как бы ни была горька»), его стихотворения и поэмы воспринимаются непосредственными и верными указателями на магистральном направлении к истине, служат пламенным призывом к сбережению и умножению общечеловеческих ценностей.

Сборник состоит из трёх разделов. В первом помещены историко-литературные статьи ведущих специалистов по творчеству А.Твардовского, предлагающие современную интерпретацию его художественного мира; во втором – мемуарные страницы, публикации, выявляющие особенности незаурядной личности поэта; в третьем – архивные материалы, представленные дочерьми Валентиной и Ольгой Твардовскими, из личного архива писателя, а также переписка их отца с двоюродным братом журналистом М.Г.Плескачевским, которого требовательный к окружающим людям, в том числе к родным и коллегам, любимец муз считал «единственным подлинно интеллигентным человеком» во всей своей многочисленной родне, переписка Александра Трифоновича и его жены Марии Илларионовны с кемеровским поэтом М.А.Небогатовым, насыщенные новыми сведениями из общественной и литературной деятельности писателя, из истории подготовки его собраний сочинений к печати – фактами, имеющими несомненную ценность как для глубокого понимания жизненного и творческого пути выдающегося писателя, так и для истории отечественной литературы, поскольку раскрывают дополнительные черты многогранного таланта прошедшей советской эпохи.

Альманах

В научных статьях и публикациях литературоведов рассматриваются актуальные проблемы психологии творчества поэта, философские, онтологические и исторические аспекты, самобытная художественная специфика его произведений, литературные связи, подтверждая достойное место в литературной и общественной жизни, весомый вклад, внесённый в русскую культуру.

Тимофей Лиокумович
Автор Тимофей Лиокумович

Смоленские учёные доктор филологических наук В.В.Ильин и О.А.Новикова посвятили свою работу мифологическим и фольклорным основам творчества А.Твардовского, убедительно показывая, как народная песня и другие народные жанры (поговорки, пословицы и т.д.) и фольклорные символы (повторы, олицетворения, единоначалия, постоянные эпитеты и т.д.) талантливо интерпретировались и ангажировались им в поэзии; доктор филологических наук профессор Воронежского государственного университета В.М.Акаткин в статье «По следам культурного разлома» исследует с пристальным вниманием умение поэта увидеть, уловить и отобразить в убедительных фактах и лицах подвижки, происходившие в народном сознании и в культурной сфере страны; доктор филологических наук, профессор Московского педагогического университета И.Г.Минералова, доктор филологических наук, профессор Православного Свято-Тихоновского университета Н.Ф.Злобина посвятили свои исследования народно-поэтическим внутренним формам поэмы «Дом у дороги»; отдельные аспекты поэм «Василий Тёркин» и «Тёркин на том свете», отразивших разное состояние советского общества и эволюцию жизненной и творческой позиций поэта, стали объектом заинтересованности доктора филологических наук, профессора Ивановского университета Н.Л.Ермолаевой; доктор филологических наук, профессор Военного университета МО РФ А.В.Науменко-Порохина обстоятельно исследует проблему поэта и поэзии в книге стихов Твардовского «Из лирики этих лет»; функции имени собственного в смысловой нагрузке в довоенной лирике поэта уделили внимание в совместной работе смоляне языковеды И.А.Королёваа и Н.С.Дениченко; период становления и формирования А.Твардовского как личности и писателя обстоятельно рассматривается доктором филологических наук В.С.Баевским в статье «Молодость двух поэтов» и кандидатом филологических наук Э.Л Котовой в статье «Литература для него – дело святое», повествующей о драматических событиях в судьбе поэта в начале тридцатых годов прошедшего века, когда была организована недоброжелателями и завистниками коллективная травля успешного коллеги по перу, искусственно превратившая его в опального литератора, приведшая к исключению из ассоциации пролетарских писателей и к вынужденному отъезду-бегству из Смоленска; доктор филологических наук Т.Б.Лиокумович (Чикаго) в исследовании «Вдоль развороченных дорог и разорённых сёл…» всесторонне анализирует рассказы и очерки А.Твардовского об освобождении Белоруссии от фашистских захватчиков, созданные по драматически наклённым военным будням, участником в которых был поэт, с художественной выразительностью документально запечатлевший страницы народного горя, безграничной стойкости, мужества и победоносного наступательного торжества.

Особое внимание в сборнике уделено «Рабочим тетрадям» и «Новомировскому дневнику» А.Твардовского, представляющим богатейший материал для понимания социальных и эстетических взглядов поэта на разных этапах его жизненного и творческого пути, – статьи кандидатов наук С.Р.Тумановой (Москва), Т.А.Снигирёвой (Екатеринбург) и О.А.Новиковой.

Объектом исследования нескольких статьей стали взаимоотношения А.Твардовского с отдельными поэтами-современниками: «Друзья или соперники? Твардовский и Симонов» – тема, которая заинтересовала и подверглась чуткому прочтению В.В.Ильиным; «А.Т.Твардовский в художественном мире Н.И.Тряпкина» – проанализировала кандидат филологичеких наук Т.И.Хриптулова, «Александр Трифонович и Мария Илларионовна Твардовские – литературные наставники сибирского поэта М.А.Небогатова» – постижение значимости одного из характерных эпизодов в литературном общении прославленного редактора «Нового мира» для тех, кто стремился попасть на страницы знаменитого, хотя и опального журнала. Учёные М.Д.Амирханян и А.М.Амирханян (Ереван) обратились к истории переводов произведений А.Твардовского на армянский язык – к одному из свидетельств, что поэт был любим миллионами читателей во всех уголках Советского Союза и остаётся широко известным за пределами России по сегодняшний день.

В нынешних условиях бытия сборник «А.Т.Твардовский. Исследования и материалы. Выпуск 2», посвящённый творческой судьбе поэта, как можно убедиться из перечисленной тематики, широко проливает свет на его жизненный и творческий путь, представляет автора жизнеутверждающих стихотворений и поэм как человека, писателя, общественного деятеля, которому в высшей степени было присуще обострённое чувство личной ответственности за всё, что происходило в стране и что происходило со страной, пополняя важными сведениями имеющиеся исследования по русской литературе ХХ-ХХI веков, воспринимается не только в качестве очередного научного сочинения об оригинальной художественной системе высокого мастера слова, поэзия которого была порождена своим временем и фундаментально соотносилась с глубинными ритмами народной жизни, но и приобретает важный общественный резонанс, наглядно подтверждая ценность и важность предшествующего исторического и культурного опыта народа, без учёта достижений которого немыслимо успешное развитие страны. Поэт с честью выполнил возложенную на себя миссию:

Вся суть в одном-единственном завете:
То, что скажу, до времени тая,
Я это знаю лучше всех на свете –
Живых и мёртвых, – знаю только я.

Сказать то слово никому другому
Я никогда бы ни за что не мог
Передоверить. Даже Льву Толстому –
Нельзя. Не скажет – пусть себе он бог.

А я лишь смертный. За своё в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.

А.Т.Твардовский, не терпевший лицемерия, ханжества, чванства, подтасовок, извращённого толкования событий, боровшийся за чистоту нравственного климата в стране, – немеркнущая звезда на небосклоне отечественной истории, чей благодатный свет привлекает к себе человеческие сердца, вдохновляя их оставаться честными перед временем и перед собой, быть открытыми и доброжелательными. «Правдой бестрепетной ёмкое» слово поэта, жизненная достоверность каждой строки, придающие особую мощь высказанной мысли, обессмертили его литературные сочинения, внеся их в строй тех произведений, которые спасают мир от деградации, напоминая людям о высоком смысле своего предназначения на земле. У поэта, верного приверженца и продолжателя высоких классических традиций Александра Пушкина и Николая Некрасова, призывавшего своими произведениями соотечественников к тому, чтобы они приобрели истинную гражданскую зрелость и внутреннюю свободу, избавляясь от всяких надуманных идеологичесих пут, завидная судьба – быть «ровесником любого поколения».

Тимофей Лиокумович