Главная / КУЛЬТУРА / КИНО / Памяти Анджея Вайды

Памяти Анджея Вайды

Анджей Вайда
Анджей Вайда

Умер Анджей Вайда – в мире мало людей, которые не знали, не слышали это имя, не видели хотя бы один его фильм. В течение сорока лет мы с женой не просто были знакомы с Анджеем и его женой Кристиной Захватович, мы поддерживали добрые дружеские отношения, переписывались, обязательно встречались, когда они бывали в Москве, когда мы бывали в Варшаве. В марте мы поздравили его с 90-летием, написали, что теперь до ста лет сам бог велел дожить, осталось сделать один широкий шаг. Увы, шаг оказался коротенький, шестимесячный.

Дорогая Кристина, в эти дни мы скорбим вместе с тобой, вместе со всеми вашими близкими, вместе со всеми, кто любит Анджея, кто никогда не забудет его выдающиеся фильмы, проникнутые благоговением к священной человеческой жизни. Я знаю, я уверен, что в России тысячи и тысячи мужчин и женщин сегодня плачут, прощаясь с Анджеем Вайдой.

Пусть земля ему будет пухом.

***

КОГДА АНДЖЕЮ ВАЙДЕ БЫЛО ПЯТЬДЕСЯТ

1975 год, начало осени, мы жили тогда в Ленинграде, на Проспекте Стачек – вечером раздался звонок, говорила женщина, плохо по-русски, представилась: секретарь Анджея Вайды. Сказала: Анджей два дня назад смотрел фильм «Премия» по вашему сценарию, ему картина понравилась, он хочет, если вы не возражаете, приехать к вам в субботу, на один день, заказать вам сценарий. Хорошо, буду рад, сказал я растерянно. Встречать, предупредила секретарша, не надо, я запишу адрес, он возьмет такси. И большая просьба – чтобы не терять время на устройство в гостиницу, можно, он у вас переночует.

Принимать таких высоких гостей, как Анджей Вайда, мы были совершенно не готовы, а до его прибытия оставалось двое с половиной суток. У нас была трехкомнатная кооперативная квартира, но две комнаты мы сдавали, и съехали от нас квартиранты всего лишь три месяца назад. Единственное, что выглядело в квартире пристойно, это книги, много книг. Все остальное было старым, потертым, поношенным, расшатанным, неприглядным, прокуренным Я в то время беспощадно курил, по две пачки в день.

Двое с половиной суток мы трудились в поте лица: в одной комнате наклеили обои, перетащили туда более-менее пристойную мебель, промыли, протерли всю квартиру, круглосуточно проветривали, продували сквозняками. Накупили еды, вино, коньяк, минералки.

Альманах

Прилетел Вайда днем, часов в четыре – выпили чаю, перекусили, и за дело. Ему нужен сценарий, социально острый, как «Премия», даже еще острее, круче. Но при этом желательно, чтобы было много женщин, пять-семь, сейчас в Польше с десяток прекрасных актрис, насчет мужчин – как угодно, но главная мужская роль – Ольбрыхский. Если бы до его уезда удалось придумать коллизию, сюжет, это было бы замечательно. Если не удастся тоже не страшно, но чем быстрей, тем лучше. Примерно в два часа ночи, когда Вайда уже укладывался спать, мы с Таней придумали следующую историю. В одну из польских провинций, наподобие нашей области, назначен новый первый секретарь обкома, он уже здесь, привез семью. У старого местного начальства немало грехов, и они бояться, что их разгонят. Один из чиновников придумал, как обезопаситься. Ему уже пришлось познакомиться с женой нового шефа – симпатичная дамочка, из Варшавы, весьма самостоятельного поведения. Надо, чтобы жены обкомовских работников пригласили ее в лес на охоту, с ночевкой. В то самое место, где обычно их мужья охотились . Там работает молодой лесник, егерь, красавец, художник, Ольбрыхский, он все подготовит, угощение, охоту, ночлег…Дальше пересказывать не буду. Скажу только – история обладала необходимой социальной остротой. Вайде сюжет понравился. Лес, охота, бабы на охоте… замечательно! Оставшееся время уточняли, разминали, обговаривали некоторые подробности. Спали два часа от силы. Договорились: мы пишем что-то наподобие синопсиса, первую аранжировку сюжета, пересылаем ему. На это дается месяц, не больше.

Мы поехали провожать Анджея в аэропорт. И тут произошло нечто кошмарное. Когда он протянул паспорт таможеннику, тот не обнаружил отметки гостиницы – оказалось, иностранцы не имеют права ночевать у частных лиц, только в гостинице. Никакие наши объяснения, что это всемирно известный режиссер, что мы работали над сценарием всю ночь, не помогли – пришлось схватить такси, поехать в одну из гостиниц, дать там взятку, чтобы поставили штампик, будто бы он у них ночевал. Но когда мы вернулись в аэропорт, возник новый казус. Вайду попросили показать деньги, которые он вывозит. Он протянул конверт. И там оказалось на сто двадцать рублей больше, чем он заявил. Откуда эти лишние деньги, мало того, что он в Москве ничего не потратил, так у него теперь еще больше, чем было, – что он продал в Москве? С большим трудом мы добились, чтобы эти лишние сто двадцать рублей отдали нам и его пропустили к самолету. Потом оказалось, что у его секретарши были свои сто двадцать рублей, и она не предупредив Вайду, положила их ему в конверт, мало ли что – вдруг пригодятся.

С небольшим опозданием мы работу сделали, послали в Варшаву. Вайде с листа перевели, прочитали, он одобрил. У него возникли новые соображения, они касались в основном того, чем занимались мужчины, мужья в то время, как их жены в лесу охотились на лося. Нас пригласили в Варшаву. Я сейчас не помню – это была наша первая поездка за границу, или мы уже успели к тому времени побывать в Болгарии. Вайда поселил нас в шикарном гостиничном номере – с приемным залом, с кабинетом, с большой спальней. Мы получили аванс, жена накупила шмоток. Отдельная история – почти целая незабываемая ночь, проведенная в этом роскошном номере с Ежи Гротовским, который – мне до сих пор в это трудно поверить – был в восторге от фильма «Премия». Последний вечер мы провели дома у Анджея и Кристины, его преданной жены и соратника, – ужинали, договорились об изменениях, которые мы должны внести в сценарий, договорились о сроках готовности первого варианта. Через неделю примерно, мы уже были дома, Вайда нам позвонил и сказал, что, к сожалению, обстоятельства складываются таким образом, что снять такой фильм, какой мы задумали в Польше сейчас невозможно.

Фильма нет, зато есть добрые дружеские отношения, которым уже почти сорок лет. Каждый раз, когда Анджей и Кристина приезжают в Москву, мы обязательно встречаемся, каждый раз, когда мы с женой бываем в Польше – то же самое. Последний раз мы были в Лодзи на кинофестивале, где показывали польский фильм по моей пьесе «Скамейка». Фильм получился скучный, невыразительный, режиссер поместил скромную мою парковую скамейку на многолюдной палубе прогулочного парохода, и суть, и форма пьесы, все пропало, провалилось, я был жутко расстроен. В Варшаве за обедом у Вайды, он меня утешал, говорил, как ему нравиться эта пьеса, какой замечательный был снят в Варшаве телевизионный спектакль много лет назад по этой пьесе, и вообще у него есть идея одного фильма, может быть, мы вместе еще поработаем…

Дорогой Анджей, прими наши поздравления с 90-летием, с таким прекрасным юбилеем! Конечно, мы поздравляем и Кристину с вашим большим семейным праздником, дай Бог вам крепкого здоровья, новых сил для новых деяний! В России в эти дни многие люди думают о тебе, вспоминают твои замечательные фильмы, радуются твоему долголетию! Теперь будем ждать твоего 100-летия – осталось сделать один широкий шаг! А ты на такие шаги мастер!

6 марта 2016 г.

Александр Гельман
FB