Драму «Сцены из супружеской жизни» знаменитого шведского кинорежиссера, сценариста, театрального постановщика и писателя Ингмара Бергмана собственноручно переписал и поставил молодой режиссер и артист Театра Розовского Сергей Уусталу. Его версия удивила старомодностью трактовки. Кажется, будто автор спектакля «Супружеской жизни» – патриарх, законсервировавший представление о жизни полвека назад, хотя в анонсе театра «У Никитских ворот» акцентируется именно «современный взгляд на любовь и ненависть, ревность и измену, семью и одиночество».
Ингмар Бергман изучал, по мнению критиков середины прошлого века, проблемы «распада внешне благополучного современного буржуазного брака». В спектакле Сергея Уусталу у семейной пары – Юхана (Денис Юченков) и Марианны (Наталья Денисова) изначально не наблюдается никакого, даже внешнего благополучия. Сценография Юрия Пышного и костюмы Евгении Шульц — словно вытащены из старого бабушкиного сундука. Возможно, когда-то эта бабуля была модной и зажигательной, но сегодня лишь стопка пыльных чемоданов напоминают о неугомонности и легкости ее бытия, а старая потертая кровать не внушает никаких иных чувств, кроме тоски.
Начинается спектакль непонятным отчетом супружеской пары перед кем-то невидимым о прошедших десяти годах брака. Длится эта сцена довольно невнятно и долго, словно на экзамене, когда зловредный педагог хочет «завалить» нерадивого ученика. Юхан и Марианна пытаются доказать, что у них – благополучная семья, да не выглядят они счастливыми ни на минуту, ни на грамм, ни на любую меру времени и весов.
Бергман писал о том, как незаметно подтачиваются узы брака, если нет общего смысла жизни и желания идти навстречу друг другу. Юхан уверен в своей неотразимости, пренебрежительно позволяя Марианне его любить. И всем, кроме Марианны, ясно, что Юхану не нужна ни ее красота, ни преданное восторженное обожание. Он не способен оценить доставшийся ему бриллиант – актриса Наталья Денисова играет женщину тонкую, почти совершенную, даже наивную «слепоту» другой бы почел за достоинство. Насмотревшись на работе несчастливых браков, Марианна – судья по бракоразводным процессам, изо всех сил пытается сохранить семью, цепляясь за Юхана, стараясь соответствовать любым прихотям эгоиста и истерика. В этой семье искренность отсутствовала изначально: каждый был движим своими тайными помыслами. «Скелетов в шкафу» предостаточно, правда, все они рассованы по пыльным чемоданам, которых не счесть.
Юхан настолько не вызывает сочувствия и симпатии, что к концу спектакля кроткая Марианна меня даже стала раздражать навязчивой преданностью откровенно блудливому мужу. Юхан жалуется жене, что устал от семьи, порядка, родителей, совместных планов, поэтому он уезжает в Париж с любовницей экспромтом (хотя все обдумал заранее), и жена его жалеет. То, что творит этот негодяй, и ангела выведет из себя, не зря режиссер позволил артисту раскачиваться на веревке, сверкая ботинками прямо над головами зрителей, так, что первым двум рядам приходится вжимать головы в плечи, но Марианна по-прежнему пытается соблазнить его, меняя по ходу спектакля кружева.
Публика, надо отметить, принимает спектакль хорошо. Все же театральная общественность намного культурней поклонников телевизионных шоу. После «Дома-2» нашего человека вообще трудно чем-нибудь удивить, даже доморощенным стихотворением, которым режиссер «декорировал» ткань спектакля.
Лариса Каневская