Главная / КУЛЬТУРА / Юлия ПЯТЕЦКАЯ | «Посильные размышления»

Юлия ПЯТЕЦКАЯ | «Посильные размышления»

«Посильные размышления»

Когда натыкаюсь на очередной текст какого-нибудь мыслящего российского интеллигента о том, что во всем виноват путин (это нынче модный жанр), вспоминаю эссе Александра Исаевича Солженицына «Как нам обустроить Россию. Посильные размышления». Написанное летом 1990-го и вышедшее в сентябре этого же года в двух тиражных изданиях одновременно — «Комсомольской правде» и «Литературной газете». Чуть позже выпустил «Вечерний Ленинград» и ещё какая-то совпечать. Потом перевели и издали отдельной брошюрой в США, Франции, Германии, Италии, Великобритании и других прогрессивных странах. В общем, популярный был опус.

Подробно знакомиться с творчеством, жизнью и судьбой Исаича я стала чуть позже, а тогда меня впечатлил стиль. Не столько художественный, сколько поведенческий. Мыслящий эпохами и катаклизмами титан нависает над неразумными людишками, нациями и народами, временами и пространствами, журит, жалеет, ставит на место. Отдельно впечатлило авторское мастерство несколькими словами максимально унизить какой-нибудь народ.

«И наконец — наималейшие народности: ненцы, пермяки, эвенки, манси, хакасцы, чукчи, коряки… и не перечислить всю дробность».

«В скорбной Белоруссии я провел большую часть своих фронтовых лет и до пронзительности полюбил ее печальную скудость и ее кроткий народ».

Печаль, скудость, кротость и дробность, естественно, великолепно контрастируют с величием, драгоценностью, всеохватностью и трагической самоотверженностью наивеличайшей народности, которая «десятилетия отдавала все свои жизненные соки республикам».

Поначалу в заголовке эссе не было вопросительного знака, его добавили, когда готовили полное собрание сочинений Исаича. Чтоб не выглядело так, будто автор всех поучает, а выглядело так, будто автор размышляет. Хотя автор в самом начале говорит, что «размышлять-то особенно не о чем, нужно поворачиваться проворней». Текст в целом весьма проворный. Собственно, в нем впервые была озвучена та программа, которая в отношении Украины стала осуществляться лет через 20. А с 2014-го — уже вплотную.

Украине Солженицын отвел место ключевое, начав с того, что он наполовину украинец («обращаюсь как свой»), и последовательно отметился на всех контрольных точках — братья, культура, территории, националисты, «всеукраинский сепаратизм». Объяснил про «придуманную невдавне фальшь, что чуть не с IX века существовал особый украинский народ с особым не-русским языком», что «мы все вместе истекли из драгоценного Киева», что никакой старой Украины сроду не было в Крыму, на Донбассе, в Новороссии. Что «народ Киевской Руси создал Московское государство». Народ создал государство. Ну, Александр Исаич никогда не стеснялся писать глупости.

«В отторгнутой Галиции при австрийской подтравке были выращены искаженный украинский ненародный язык, нашпигованный немецкими и польскими словами, и соблазн отучить карпатороссов от русской речи, и соблазн полного всеукраинского сепаратизма».

Подробно объяснив, что Украина — территория соблазнов, но часть России, и отделяться от ее питательных соков — это ещё и «резать по живому», он все-таки оставил возможность отделения через «всенародное голосование». В общем, полный пакет. Даже про референдумы объяснил.

Это, повторяю, 90-й год. Путин ещё карандашики точил в недрах разных канцелярий. А программа уже была.

Позже, в период тесной дружбы с путиным, Солженицын родит ещё посильных размышлений. В 2008-м выйдет его эссе «Поссорить родные народы??» (заголовок сразу снабдили двумя вопросительными, чтоб не казалось, что автор поучает), в котором он уже обрушится на действующую украинскую власть, требующую признать Голодомор геноцидом, и опять объяснит, что голодали все. Ну все — это Россия. «А «провокаторский вскрик о геноциде возник в затхлых шовинистических умах».

Остаётся добавить, что сломался Исаич на украинском вопросе не сразу. Было время, когда он занимал прямо противоположную позицию по вопросу. В «Архипелаге ГУЛАГе» целый панегирик в честь Украины соорудил. Даже к «бандеровцам» с трепетной симпатией относился. И «великий украинский голод» объяснял как «мор, не замеченный Европой». Ну тогда он ещё не занимался настолько плотно обустройством России, занялся, когда вернулся. В России ж надо жить долго.

«Русь, как называли издавна (слово «русский» веками обнимало малороссов, великороссов и белорусов), или — Россия (название с XVIII века), или, по верному смыслу теперь: Российский Союз».

По верному смыслу веками обнимало. Шоб вас обняло та й гепнуло.

Юлия Пятецкая
Художник Владимир Сергеевич Куткин (1926-2003)