Об авторе
Ирина Юрчук родом из Харькова, с 2001 года живёт и работает врачом в Германии, пишет на русском и украинском языках для взрослых и детей. Член Харьковского клуба песенной поэзии имени Юрия Визбора. Лауреат Всеукраинского литературного конкурса “Рукомысло”, международного поэтического конкурса “ИнтеРеальность”. Автор четырёх сборников стихов и многочисленных песен. Публиковалась в альманахах “Время Визбора”, “45-я параллель”, “Свой вариант”, “Новый ковчег”, “Формаслов”, “Новый день”, международных сборниках.
Нетленное в сетях
Размышления о стихах и НЕСТИХАХ
Большая часть моих друзей – люди пишущие или имеющие к этому отношение. Поэтому стихи на ленте фейсбука я время от времени читаю, хотя – каюсь – мало. Когда пишется, когда во мне что-то зреет и вот-вот выплеснется, читать других избегаю. Чтобы не допустить сбоев, искривлений, влияний извне. А пишу я нынче часто, редко когда не пишу.
Но если всё-таки читаю…
Есть для меня Стихи и их Авторы, стоящие на высочайшей ступени моего мироощущения. У них утоляю жажду души взлететь. Таких единицы. Спасибо за счастье.
Есть не так уж много авторов, пишущих талантливо и ярко, умеющих удивлять, часто даже потрясать. С ними вместе дивлюсь, радуюсь или грущу… От них каждому по потребности души. Спасибо за близкость и щедрость.
Есть множество авторов, пытающихся себя выразить, но ещё беспомощных, не понимающих своей неуклюжести, промахов, неудач… Таких жалко. Хочется помочь, показать, как можно было бы, если бы не… Таких сбили с толку лайки и восторженные отклики друзей и подружек, сопереживающих эмоции стиха и не видящих явных изъянов в поэтике. И этот ужасающий принцип: ты мне (лайк), я – тебе, который развращает здесь многих и мешает верной самооценке… Лайкающие что попало не осознают даже, какую медвежью услугу оказывают автору, как снижают цену собственного мнения, обозначая себя тем самым как некое «всеядное».
Есть, к сожалению, великое множество людей, записывающих мысли в столбик, но пишущих при этом НЕСТИХИ. Антистих и антихрист – очень близкие для меня по звукоряду слова.
Я бы сказала, что грешно издеваться над языком и выдавать за искусство поток своих хаотичных мыслей и сумбурных ощущений словесную окрошку, при отсутствии умения, вкуса, чувства меры и такта. Грешно эксплуатировать чьё-то внимание, разрушать чью-то внутреннюю гармонию. Грешно формировать у других ложные представления о том, как надо писать, будучи неумехой, профаном.
От таких стараюсь избавляться – нет, не обязательно удалять из друзей, ведь есть среди них премилые люди, просто включаю функцию: не показывать больше публикаций от…
Стихописание, говорят мне иногда – это средство от депрессии, и если это помогает – почему бы и не стихотворствовать? Но не обязательно показывать это другим до тех пор, пока это НЕСТИХИ. Быть поэтом – это, прежде всего, высочайшая требовательность к себе и ответственность за Слово перед читающими.
Первые детские стишки я написала лет в шесть. Будучи подростком, рифмовала школьные сочинения. На первую публикацию решилась в 27. На Фейсбуке я с 2012 года. Стихи здесь стала публиковать в 2015. До тех пор считала, что они недостаточно хороши для того, чтобы их публично показывать, хотя на тот момент уже были изданы два поэтических сборника. Нет, заниженная самооценка – вовсе не предмет для подражания. Хорошо, когда она адекватная.
«Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда…»
Читая ленту Фейсбука, эти знаменитые ахматовские строки порой хочется перефразировать:
Когда б вы знали, что за горы сора
Здесь за стихи иные выдают…
Часто размышляю о стихах и НЕСТИХАХ.
Мастерство – это ясно. Это когда из-под авторского пера вышло нечто ослепительно совершенное, а поди пойми, как он это сделал! Не видно ни швов, ни стыков, не постичь умом, из каких таких материй шито… Захватило дух и сиди, пробуй выдохнуть, это счастье по словечку смакуя, по строчечкам перебирая…
А вот НЕСТИХИ схожи между собой по ряду признаков. Кроме того, что они бездарны, и от них немедленно хочется закрыть глаза и уши и забежать куда-нибудь подальше, в гармонию и тишину, есть ещё целый перечень изъянов, которые я попробую здесь сгруппировать, хотя это непросто. Творения нынешние вообще отличаются изумляющим разнообразием форм и стилей, порой доселе неведомых и никем пока не обозначенных.
Позволю себе выделить только некоторые из них. Названия чисто условные, рабочие.
«Неформалы»
Думаю, они мысленно называют себя именно так, причём явно не без гордости. В чём тут фишка? Человек декларирует, что пишет стихи и называет себя поэтом. То есть подписывается под тем, что придаёт словам некую поэтическую форму. Здесь отсылаю читателя к определению поэзии как вида искусства (определений множество, взяла первое, выдаваемое всезнайкой ГУГЛом при поиске):
«Поэ́зия (греч. ποίησις, «творчество, сотворение») — особый способ организации речи; привнесение в речь дополнительной меры (измерения), не определённой потребностями обыденного языка; словесное художественное творчество. Дополнительной мерой речи является стих (стихотворная строка), а также рифмы, метр и проч..»
Провозглашая себя поэтом, автор берётся привнести в речь свою МЕРУ (измерение), при этом выйдя за рамки обыденного. Но для этого нужно сначала поставить себе эти самые рамки, чтобы потом суметь вывести за их пределы свои озарения, смыслы, ощущения… А сами рамки крушить никак нельзя, они для того и существуют, чтобы от них начинать плясать, формировать своё новое измерение. Без них хаос, нет поэзии. Взялся за перо – поставь себе рамки и покажи их другим! И если сумел, удержавшись в рамках формы, вынести образы и смыслы в это самое иное измерение – ты состоялся как поэт. А если нет, то извини, милый, не убедил.
Что делают «неформалы»? Некоторым лень возиться с рамками, а особенно их соблюдать. И вот читатель погружается в нечто аморфное, бесформенное. Ритмики или вообще нет, или она хромающая, судорожная до конвульсий. Сбои ритма здесь в порядке вещей, размер – это вообще лишнее, да и рифмой тоже особо здесь не заморачиваются. А что осталось от поэзии? Где же обещанный выход за рамки, если и рамки-то сами не угадываются даже? Здесь обманули. Это НЕСТИХИ.
Как их не расположи, как ни исхитряйся. Многие сейчас рифмованные строки в виде прозы записывают и думают – эврика! Вот оно, моё новое слово! А вчитаешься – понимаешь, что просто ляпы, недоделки, неточности таким образом маскировать сподручнее. В стихотворной строфе, классическим способом записанной, всё ведь, как на ладошке видно, она ясна, прозрачна, просматривается со всех сторон.
Или вот ещё новомодное веяние. Расположить слова не в строку, а в столбик, одно под другим в виде длиннющей такой макаронины. Благо дело нынче писать на гаджетах: тюкай себе по клавиатуре, бумагу экономить ни к чему. Стихи-макаронины, состоящие из трёх четверостиший, выглядят солидно, по длине почти как поэма! А то, что читатель при этом зрение напрягает дополнительно, вынужден перепрыгивать на каждом слове на новую строку, так это прикол такой, чтоб жизнь малиной не казалась. Приди мол через эти тернии к звёздам смыслов моих космических! А читатель спрашивает, причём резонно: а ты меня уважаешь? Читателю же хочется, чтоб его уважали. Он неуважение к себе сразу чувствует и уходит, не дочитав даже… Потому что пока до нижнего конца макаронины спустился, забыл, с чего всё начиналось-то? Потерял нить смысла. Да ну её, подумал. На ленте стихов этих немерено. Пойду почитаю там, где по-нормальному пишут.
«Пустозвоны»
Здесь наоборот, с формой как раз всё хорошо. И размер, и ритмика бывают соблюдены, и рифмы – часто убогие, но найдены, и записано всё строфами классическими – любо-дорого смотреть! А вчитаешься – смысла не нашёл, пустоты одной напился. Зачем человек писал, трудился, слова подбирал и в рамки запихивал? Что хотел сказать и зачем? Что в сухом остатке? Банальная фраза какая-нибудь в лучшем случае перефразирована. Прописная истина за кем-то повторена. Изобретён заново велосипед, который давно уже на ходу. Речевых штампов напичкано. С чем уйдёшь от стиха? С пустой душой. Ничто не отозвалось. Опять обман. НЕСТИХИ это.
Я всегда задаю себе вопрос, написав новые стихи: а что потеряет человечество, если их не прочитает? И если мне особо нечего себе ответить, аккуратно помещаю их в мусорную корзину.
«В потоке»
Это, как правило, явление больше психологическое, чем поэтическое. Иногда и психиатрическая проблема. Человек идёт за потоком мыслей, зависает, иногда медитирует и записывает. А потом говорит: стихи. Это Всевышний дунул, это Будда пальчиком указал, а я уловил. Это мне свыше данное, говорит. Вот как диктуется, так и пишу. Это поток такой, ага. Я его не собираюсь упорядочивать, не смею, это неприкосновенно!
Хорошо если этот поток – мысли цельные и здравые, а ведь нередко это бессвязный бред.
Ни начала не найти, ни конца.
Ни идеи не узнать, ни лица…
«Шито-Белыми-Нитками»
Не знаю, за какие уж грехи мне дано несчастливое качество видеть всё, что шито белыми нитками при работе со словом… Другим вот ничего, читают и глотают себе, что подсовывают… А я только и делаю, что расстраиваюсь… Наверное, разный порог чувствительности к таким вещам у разных людей имеется. Для меня это, как железом по стеклу, не переношу, коробит.
Про как попало расставленные знаки препинания, неверное употребление речевых оборотов, пренебрежение литературными нормами, ударениями, рифмование однокоренных слов и т.п. – это вообще отдельная тема. Ну ладно, не будем о болезненном. Оставим это корректорам. Спасибо за их нелёгкий труд, безработица им явно не грозит.
А я речь поведу дальше о недоделках, тяп-ляпстве, элементарном нежелании усовершенствовать свою «нетленку», хромающую логику или вообще её полное отсутствие, сумбурность изложения, притянутые за уши смыслы, нелепые попытки оригинальничать, вызывающие одно лишь недоумение. Об ужасающих спотыках в звукоряде, например, когда нагромождаются друг на друга пять-шесть шипящих и рычащих согласных и скрежещут, как столкнувшиеся айсберги. У меня тоже тогда зубовный скрежет начинается. Вот пример такой строки: монстр скрежещет зубами. Здесь НСТРСКР – семь согласных подряд. Это из области непроизносимого. Разделить такие конгломераты, как правило, не стоит большого труда. Но для некоторых авторов их строка – это незыблемое.
Мне всегда видно, где наложена чужеродная «латка». Вот мастерил автор строчку, а ему одного слова-кирпичика из двух слогов не хватило. Стал искать, а залепить дыру нечем. Зачерпнул раствора и залил чем попало это место. И не заботит человека то, что бельмом это место здесь, в кирпичной кладке, что конструкция покосилась, а жильцам в таком доме неуютно будет. Не вписалось слово ни в стиль, ни в смысл, а иногда и в размер и ритм. Зато быстро настрочил, справился, выдал на-гора шедевр!..
«Антистих, или поэзия наизнанку»
Есть группа авторов, электорат которых в сетях особенно многочисленный. И надо отдать им должное, словом они в большинстве своем владеют неплохо. Все вышеизложенные изъяны – это не про них. И рифмуют лихо, и форму соблюдают, и логика вроде на месте, и излагают связно. Но вот содержание вызывает стойкое отторжение. Ощущение, что пишут они под девизом – чем хуже, тем лучше. И доказать свою авторскую правоту пытаются от противного. Противного в прямом смысле этого слова. Их совершенно не заботит то, как выглядит и что собой представляет в глазах окружающих лирический герой/героиня да и сам автор месте с ними, что несут в себе их побуждения или поступки, к чему ведут?
Используются здесь часто если не крепкие словечки, то базарная лексика. Здесь, если эмоции, то на грани истерики, если побуждения, то как правило, низменные.
Если отношения, то уродливые. Пошлое или бесстыдное считается в такой лирике верхом поэтического мастерства и авторской смелости. Вот это всё я переношу хуже всего. Потому что это только на вид поэзия, а на самом деле тоже НЕСТИХИ. Хочется спросить: детка, а что ты сеешь? Неразумное, недоброе, увечное?.. Рифмованная ритмическая строка – это ведь немножко заклинание, несущее в себе определённый посыл в пространство. Чем заряжена твоя энергетика? Зачем плодишь и множишь свои уродливые представления о жизни? Ведь часто имеет место эффект двадцать пятого кадра, и у кого-то может невольно отложиться и засесть в подсознании твоё искривление…
А может я здесь уже и не совсем о поэзии, а о личности и о душе человека пишущего, о её наполнении или пустопорожности… Ведь если эта субстанция пустует или чем-то не божеским наполнена, то это в стихах зеркально отражается и отовсюду читателю видно.
Ему не только настоящего творения хочется. Ему подавай настоящих поэтов. Я к тому, что если за душой ничего нет и сказать нечего, так воздержаться от стиха порой гуманней, чем высказаться.
Кто настоящий, а кто в поэзии транзитом, время само выберет и выверит.
На ленте Фейсбука и в сетях вообще ругать и критиковать не принято, это моветон. Критиковать на Фейсбуке – прослыть букой. И бякой тоже. Здесь принято хвалить. И это правильно. Кроме того, людей пишущих – всегда есть за что хвалить. Даже просто за то, что отважились взяться за это непростое и неблагодарное дело. Похвала – это вообще мощнейший двигатель прогресса. Человек похваленный может сделать неизмеримо больше и несравнимо лучше, чем человек поруганный. И да, я тоже хвалю, кого могу, хотя очень разборчива. Но я сейчас здесь о тех, кого не могу похвалить при всём своём нежелании прослыть букой или бякой.
Лезущие на свет монитора профаны от поэзии меня давно уже не удивляют. Им несть числа. По-настоящему удивительное явление – фаны этих профанов. Что движет ими, для меня остаётся полной загадкой. Часто они сами графоманят стыдливо в укромном уголке сети и расчёт их прост: лайк за лайк! Часто это домохозяйки, воспитавшие эстетический вкус на мыльных телесериалах, попсе и иже с ними. Они уверены, что искусство – именно то, что им подсовывают. И они в этой уверенности нездвижимы. Их главный критерий – эмоция. Очень популярны стихи трагические о неразделённой любви, например… Такие себе слезоточивые страсти-мордасти. А что эта самая эмоция подана примитивно и неумело – заботит их мало. По форме вроде бы стихи, а ощущение, как от индийского фильма: не поймёшь – сначала смеяться, а потом расплакаться, или наоборот.
Ещё одно массовое явление – обилие всевозможных конкурсов, альманахов, премий. Жюри, состоящее часто из маститых графоманов, выбирает лучших из никудышних, пока ещё не признанных, поощряет и награждает дипломами. Эти мероприятия, где претендентов на лауреатство может быть человек десять или от силы двадцать, да и в жюри двое из тех же претендентов, как правило, районно-местного масштаба. Никто, кроме организаторов и участников, про эти конкурсы и не слышал никогда. Но бумажки, называемыми дипломами, у них цветные и яркие. И получившие их пиарятся потом в полную силу. И домохозяйки умиляются на ленте, глядя на своих кумиров-победителей. Круговая такая порука, где рука руку моет. Правда, при этом хочется пойти помыться и взыскательному читателю. Но с этим более менее ясно, здесь бизнес небольшой делается. Претенденты скидываются за участие, и сами довольны, и жюри не обижено.
Одна терминология чего сто́ит! Уму непостижимо, если вдуматься…
Поэтический ресурс! Поэтическая платформа! Поэтический турнир!
И мне кажется, настоящая доблесть нынче – не дипломов и званий нахватать, а пройти свой путь, не встряв ни во что сомнительное. Не пиариться, не тыкать себя, куда попало, не конкурировать с непотребным.
Настоящее и сто́ящее само отыщет дорогу. Пусть даже и не так скоро. Всему свой день и час. А пока копить опыт, нарабатывать мастерство, колдовать над словом.
В сети, где барахтаются нынче все – от мала до велика, от пустышки до гения, где разборчивых читателей и взыскательных ценителей не так уж часто встретишь, где хвалят без разбора и талантливое, и бездарное, велико искушение расслабиться и не особо усердствовать. Но истинный поэт не зависит от посторонних мнений, им движет непреодолимая тяга к совершенству и самосовершенствованию.
Как же превратить текст из наброска, заготовки в хорошие стихи? Лично я нашла для себя способ.
Пожалуй, приоткрою завесу, сниму маску таинственности с того, что доселе лежало за семью печатями, и наконец-то представлю вам человека, можно сказать – соавтора, без которого не обходится, пожалуй, ни одно моё стихотворение – моего ВК – внутреннего критика.
Знакомьтесь: Евсей Критикантроп. На моей поэтической кухне это первый человек, завсегдатай. На этой самой кухоньке мы с ним распиваем горячительные напитки – гоняем чаи и ведём горячие споры. Спорщик он отменный. Он говорит мне: «Ира, так не пойдёт». Человек он уже в летах, хотя очень энергичный, активный и предприимчивый, я бы сказала – даже слишком. Я постоянно ему что-нибудь предлагаю – компромисс, терпимость, слабинку, скидку на разные извиняющие и смягчающие обстоятельства, розовые очки, а он неизменно всё это отвергает. Он ехидничает, ёрничает, вредничает, ИРА-низирует и часто сводит мои усилия на НЕТ!.. Порой он даже позволяет себе глумиться над каждым моим стихотворением. Вот и сейчас, слышали, как передразнива-ает?..
– Смехотворением!..
Видели бы вы его гримаски при этом, просто до неприличия!.. Иногда растопыривает пальцы веером, но сквозь пальцы на моё творчество смотреть не хочет ни в какую! Каждую строчку мою высмеивает, слова местами переставляет, смелые мои творческие идеи рубит, что называется, на корню! С авторским словообразованием ему вообще, хоть на глаза не показывайся! И не успокоится, пока я строчку за строчкой, слово за словом, букву за буквой не причешу подобающим образом, так, чтоб душенька его была довольна… И когда он меня уже окончательно выведет из себя, и я, психанув не на шутку, разрушу почти всё до основания, а затем… перекрою́ всё и переставлю с ног на голову, он, прокашлявшись и опрокинув соточку, занюхает её шпротиной и умиротворённо задремлет… И тогда я сама хожу на цыпочках и на всех домашних цыкаю: не дай бог разбудить Евсея!.. Пусть себе поспит.
Вот такой дедушка… Устаю я с ним, выматываюсь, братцы, сил нет просто… Но куда ж его денешь?..
– Да это же просто тролль! – скажете вы.
Ну да, он всё взял под свой неусыпный конТролль.
Но знаете? Я без него не справилась бы. Мне без него нельзя никак.
Ирина Юрчук
Художник Евгений Сенсуалис