ОРУЭЛЛ — НАВСЕГДА
В последние три четверти века сложно найти более русского писателя, чем этот пронзительно точный англичанин. Не читающий и не говорящий по-нашему, но знающий, похоже, нас и взнузданный нами XX век почти наизусть. А это (знание, то есть) в России никогда не поощрялось. И, скорее всего — не будет поощряться и впредь. Хотя — не только у нас. Но это не утешает…
На его фото и в его текстах, кажется — два разных человека. Один — глубокий мыслитель, литератор, публицист, кажется, что только тем и занимающийся, что сиднем просиживающий время за изучением и препарированием истории, политики и литературы. Другой — сухощавый, с сержантскими усиками и жестким обветренным лицом — решительный пролетарий. На несогласованности этих противоречивых типажей и зиждется яростное неравнодушие к творчеству их носителя.
Во-первых, социалист — и на каждом шагу подчёркивающий бессмертие этой громкой идеи. Во-вторых, антисталинист — и не менее решительно и метко разящий колыбель извращения этой затуманенной цели. Впрочем, разящий и прочие гнезда мирового тоталитаризма, которыми Европа середины 30-х была щедро засижена, точно навозными мухами.
Пугающе прозорлив и глубок. У него на календаре «всего лишь» канун и начало второй мировой войны, а кажется, что уже не второй, а — нынешней, третьей. Натуралистическое, точно под микроскопом вскрытие всех язв тоталитаризма, ведущих цивилизацию к риску укокошить себя и всё вокруг в угоду безумным пристрастиям к шовинизму, национализму, нацизму, коммунизму и прочим «выхлопам» покинутых разумом голов.
В конце 40-х обобщил наиболее вероятный вариант «конца истории» и выдал «1984». «Поразмявшись» сначала в пронзительной предвоенной публицистике, ранних метких философских повестях и выстрелив в год триумфа сталинской военной машины безжалостной сатирой на победоносный тоталитаризм чудовищно узнаваемой фантасмагорией «Скотного двора».
Страшно быть узнанным в этом расшторенном зеркале. Страшно, но приходится. Если бы проникнуться этой вещью лет этак 30 назад, а лучше 40, то Россия, глядишь, не оказалась там, где сейчас . Брутальный, мудрый Оруэлл распознал нас точно, мощно и безжалостно и, черт возьми, растолковал пристрастие к тоталитаризму на изысканном литературном языке. Будучи высококлассным диагностом не только цивилизационных дьяволов, но и их ярчайших визави — почти святых. Хоть тех же неукротимых миролюбцев — Ганди и Толстого. Блеснув искусством постижения самых затаенных чаяний самых опростившихся царей. Что никому, конечно, не прощается…
Нынешний шквал переизданий главного «антиевангелия» современности — «1984» — почти загадка . Кто разрешил? Нас каком основании? Почему не сожжена? Или сожжена и вновь воскресла? До следующего распятия? Чтобы уже вторично восстав подтвердить, почти по писанию, прямиком дорогу в ад?..