«НЕИМУЩИЕ ОТ НЕГО ОТКАЗАЛИСЬ»…
О стилях и вкусах
Фразу, приведённую в названии, говорит Мария, — героиня моего любимого фильма «Звуки музыки», — недавняя воспитанница монастыря, приехавшая в богатый дом семьи фон Трапп в качестве гувернантки.
Суровый капитан фон Трапп требует, чтобы она сменила своё ужасное платье на что-то более приличное. Мария объясняет, что у неё другого нет. Когда она пришла в монастырь, все её платья были переданы неимущим.
«А это платье?» — спрашивает капитан.
«Неимущие от него отказались».
Боюсь, что скоро юмор этой сцены станет непонятен поколению, выросшему на навязываемых ему нынче тенденциях моды. Мария одета как раз очень модно по нынешним смутным временам.
Стиль «а ля бомж». Хотя настоящий бомж, уверена, не только отказался бы воспользоваться такой одеждой, но ещё накостылял бы тому, кто ему её посмел бы предложить.
Сегодня я была в нашем торговом центре – так называемом каньоне.
Какие же хорошие люди — содержатели всех находящихся там магазинов, больших и малых, фирменных и не очень!
Они стараются, чтобы я не тратила много денег и не разбазаривала зря время.
Раньше, бывало, нет-нет, да и загляну, прошвырнусь по шмоточным магазинам, «полистаю» вешалки, что-то примерю, иногда даже куплю.
А тут — ну ни одна витрина не зазывает меня, скорее, даже гонит прочь. Висит какое-то тряпьё несуразных фасонов и бездарных расцветок. Даже в сельпо и то бывало поинтереснее.
В один магазин я всё-таки зашла по привычке. Вот где было бы раздолье костюмерам фильмов про гражданскую войну! И для нищих из мюзикла «Оливер Твист» нашлись бы вещички.
Вспоминается знаменитый монолог Аркадия Райкина в виде пожарного, пришедшего на показ модной одежды.
Пожарный увиденное раскритиковал: «В такой одежде неудобно бежать от пожара, плыть от наводнений. Побольше непромокаемой, непрожигаемой, брезентовой одежды».
Это тот стиль, который уже завоевал подиумы. То ли «Бери шинель, пошли домой», то ли «Монашеская ряса»… Либо мышиные цвета, либо цвета «вырви глаз». Все это отражает тот ужас, который я вижу и который у меня вызывает отвращение.
А у вас?
Есть у меня подруга – интересная женщина, которая любит свободную одежду из красивых летящих тканей сочных цветов. Это прекрасно смотрится и не вызывает недоумения.
Я на работу тоже в обтяжку не хожу, жарко и неудобно. Я же там ношусь, двигаюсь много. А на выход пока только в обтяжку. Пока фигура позволяет. Как только разница грудь-талия-бёдра улетучится, я перейду на более свободную одежду, но всё равно только элегантную.
А это уже дело вкуса и привычки. Хотела бы я посмотреть на человека, которому искренне нравится то, что на фото.
Что же касается материала такого пальто, я бы определила его, как войлок. Может, кому-то и нравятся войлочные вещи, но я его использую только как наклейки на стулья и кресла, чтобы пол не царапали.
Часто употребляемая фраза «О вкусах не спорят» обычно предваряет продолжительный, громкий и возбуждённый спор всех участников.
Эта фраза не так безобидна, как кажется.
В последние годы (начиная с конца прошлого века) нам исподволь пытаются привить единомыслие во вкусах и во мнениях. Это касается и одежды, и мебели, и архитектуры, и живописи, и многого другого.
Вы заметили, что с подиумов уже давно исчезли красавицы и красавцы? Где сегодня модели типа Клаудии Шифер, Наоми Кемпбелл, Синди Кроуфорд? Такое впечатление, что модельеры придерживаются старой советской иронической поговорки «Чем чуднее, тем моднее». Я бы даже перефразировала: «Чем страшнее…». Про мужчин вообще не говорю. Мускулистые Аполлоны исчезли как класс. По подиумам бродят какие-то бесполые уродцы.
Гендерные различия стираются, насильственно внедряется уни-секс, у женщин забирается женственность, у мужчин мужественность. Детям уже в детском саду внушается, что нет такого понятия мама и папа, а есть «родитель номер один» и «родитель номер два», заставляют мальчиков играть в куклы, а девочек в машинки.
Обратили ли вы внимание на то, что из мебельных магазинов исчезла мебель в старинном стиле (мебель «а ля Людовик XV», стиля ампир, рококо). Не всем она нравится, но таких людей достаточно много. И теперь они (и я в том числе) должны бегать в поисках новых приобретений для своего интерьера по блошиным рынкам, антикварным магазинам или покупать втридорога в особых магазинах. А раньше в любом крупном мебельном центре была такая мебель, да какая! Глаза разбегались. Были и отдельные такие магазины во многих городах.
Теперь же наступил какой-то мебельный «уни-секс». Повсюду стоит совершенно одинаковая, как правило, всех оттенков мышиного цвета мебель. Вполне возможно, кому-то нравится и такая, но почему людей лишили права выбора? Если Вы зашли в один магазин, считайте, что посетили их все.
Я не против современной мебели, но она должна быть всё-таки красивой и качественной. А мы, в основном, видим диваны с мятыми сиденьями (хотя на них ещё никто не сидел), с кривыми швами, часто на «курьих ножках».
Глядя на эту мебель, вспоминается фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы или с лёгким паром». Там тоже были одинаковые дома, одинаковые квартиры, обставленные одинаковой безликой мебелью. Но то было в Советском Союзе. Там был тотальный дефицит, что «выбрасывали», то и покупали.
Но мы-то живём вроде бы в свободном мире.
Как же мы позволяем навязывать себе представления о моде, внушать, что нынче очень моден «минималистский стиль»? Вот и получается, что ты приходишь в гости к совершенно разным людям, даже в разных странах, и видишь там совершенно одинаковую серую мебель, одинаковые серые полы, одинаковые кухни.
Кстати, о кухнях. Мне думается, что именно они, эти кухни, и послужили толчком к изменению интерьеров.
Строительные подрядчики сообразили, что можно за те же деньги всучить покупателям квартир на одну жилую единицу меньше: строить квартиры без отдельной кухни, соединив её с гостиной. Хитро? Ещё бы. Практически каждая квартира получается на комнату меньше. Представляете, какие фантастические прибыли?!
Придумали этому красивое название – открытая планировка. А большинство людей подвержено магии слов. Вот и купились.
Естественно, что в помещении, где ты одним взглядом видишь и диваны с креслами, и холодильник с плитой и кастрюлями, было бы глупо выставлять мебель с гнутыми ножками и бархатными сиденьями. Вот и стали разоряться владельцы подобных магазинов.
Так что о вкусах можно спорить, можно не спорить, но нет ничего хуже, чем когда вкус тебе навязывают.
Вера Клинг
Фотоиллюстрации автора