Сайты, которые теперь, если брать столичные российские театры, есть у каждого из них. Цель их – дать как максимально оперативную, так и полную информацию обо всем, что должен знать потенциальный зритель, знакомясь с данной творческой институцией.
Такую информацию необходимо представить свежо, эффективно, ярко и точно.
Для точки отсчета возьмем сайт МХТ имени Чехова, театр, в своем роде исторический и переживший с приходом Олега Табакова в его руководство заведомую и очевидную перемену во всех ипостасях творческого и организационного процесса.
Необходимо отметить сразу, что далее речь пойдет не обо всех поименно сайтах московских театров, поскольку цель данного обзора состоит исключительно в том, чтобы обозначить тенденцию взаимодействия театров с интернетом, используя еще и такие возможности передачи информации зрителям.
Важным казалось показать принципы и результаты создания театральных сайтов. И то, как они в ракурсе одного и того же содержания проявляют оригинальность и своеобразие подходов и решений.
- МХТ имени Чехова — mxat.ru
Главная страница – графическое воспроизведение занавеса с чайкой и сцены из центра партера на бледно-зеленом фоне.
Здесь указано – название театра, его основатели, нынешний худрук, а также сведения о новом сезоне.
Основная строка дает рубрики – репертуар, спектакли, труппа, авторы, люди театра, касса, контакты.
Заметим, что в том или ином виде перечисленные рубрики повторяются на сайтах других театров. (Иногда вместо слово репертуар пишут – афиша).
Репертуар по числам месяца и дням недели, труппа, авторы и все остальное дано на белом фоне.
Исключение сделано только для ссылок на конкретные спектакли, которые открываются на более торжественном фоне.
Рядом с названием спектаклей небольшие фото сцен из него. Заметим, что здесь и сами фотографии мелкие и при открывании их тоже оказываются небольшого формата. (Некоторые театры добавляют для информативности ролики с нарезкой сцен из постановок своих.)
Выглядит сайт МХТ минималистически, достойно и лаконично, кажется, даже чересчур скромно.
- Театр-студия под управлением Олега Табакова — tabakov.ru
Сайт здесь лаконичный, рассчитан несколько на другого зрителя.
Новое – статья о Табакове, в текстах про артистов добавлено мнение о них худрука театра, спектакли представлены фото и роликами, рассказано о мастерских театра.
Все же сайт кажется еще более скромным, чем у МХТ имени Чехова, но при этом стильным и дизайнерски интересно сделанным.
- МХАТ имени Горького — mxat-teatr.ru
Сайт выполнен в единой цветовой манере – на песочном фоне идет вся информация. В оформлении использован традиционный для начала прошлого века шрифт, что выглядит любопытно, хоть и несколько архаично.
В рубрики добавлены отдельно – Традиция и Премьеры, а Касса заменено на Билеты.
На главной странице вверху боковое фото театрального здания на Тверском бульваре, что несколько разрезает страницу и выглядит несколько неудачно.
Много текстов посвящено Татьяне Дорониной, художественному руководителю МХАТ имени Горького.
Фотографии артистов и сцен из спектаклей – достаточно крупные и цветные, к тому же – выполнены профессионально, передавая живость постановок.
Общее впечатление – несколько тяжеловато для восприятия, но выполнено в едином ключе и достаточно убедительно.
- Театр «Современник» — sovremennik.ru
Основная информация идет на белом фоне, дополнительная – на сером.
К обычным рубрикам добавлены – О театре, Новости, Форум.
Все фотографии – цветные.
Спектакли представлены крупными фото, где кроме заглавных есть еще несколько других, ключевых для понимания спектакля и его особенностей.
Сайт очень интересен по содержанию и оформлению, пожалуй, один из лучших, если не самый лучший.
Нет ничего лишнего, а имеется все, что нужно и в разумном количестве.
- Московский драматический театр имени Пушкина — teatrpushkin.ru
Основная идея сайта – максимальная информативность.
Афиша дана на желтом фоне с крупными цифрами, правда, мелко набраны названия спектаклей.
Про артистов, авторов, режиссеров и художников сказано все необходимое в связи с их участием в спектаклях данного театра. Все фотографии цветные и по-своему лиричные, в некотором смысле – домашние, что привлекает зрителя камерностью своей (намек на Таирова и Коонен?).
Правда, все же общее впечатление от сайта неоднозначное. Есть в подаче материала некоторая непритязательность и уничижительность даже, явная приниженность и очевидная скромность.
При всем, что подано все со вкусом, культурой и уважением к зрителю. Пожалуй, это единственный сайт, где чувствуется, что театру важно не только себя показать, а и тем самым вступить в деликатный диалог со зрителем.
- Московский академический театр имени Владимира Маяковского — mayakovsky.ru
Здесь акцент сделан на информативность. Вся информация представлена крупно – касается ли это того, что в театре несколько сцен, самих спектаклей.
Все идет на белом фоне, где особенно ясно смотрятся тексты набранные хорошо читаемым шрифтом, выполненным черной или красной краской. Три эти цвета – белый, черный и красный – обыграны на всех страницах сайта, неся смысловую и художественную нагрузку.
Все, что связано с театром, показано зримо и колоритно, как в духе поэзии Маяковского и манеры агитации начала прошлого века, так и с учетом законом восприятия текстов современным зрителем.
Другое дело, что сайту не хватает некоторой душевности и теплоты, хотя свою задачу информирования зрителя тут выполняют достаточно демонстративно и напористо.
- Академический театр имени Вахтангова — vakhtangov.ru
На главной странице – фото зрительного зала со сцены. Это, как и фото артистов, немногие цветные пятна на сайте. Все остальное идет исключительно на черном фоне, что выглядит мрачновато и жутковато.
У театра не так давно был другой по оформлению сайт, созданный в духе пьесы «Принцесса Турандот». Но сейчас и намека на те яркие краски нет.
Кажется, просто неудачный по всему сайт, который отпугнет зрителя.
Вместо Пресса написано – Медиа в рубриках, но сути это не меняет. Впечатление от увиденного на сайте театра очень неприятное. Стильность здесь доведена до предела, что дало слишком радикальный результат.
- РАМТ — ramt.ru
Российский академический молодежный театр на сегодняшний день имеет, пожалуй, самый лучший сайт среди ведущих театров Москвы.
Здесь тоже игра трех цветов – черного, белого и красного, но она проводится мягче, спокойнее, без нарочитости.
О спектаклях материал подан в две колонки – слева представление постановах в персоналиях создателей, справа – фото. Все фото крупные и цветные, сделанные в молодежной манере.
Артисты также показаны прежде всего благодаря фото, которые похожи на кинопробы, а вот текстового материала тут мало.
Но при этом, сказано все необходимое, учитывая, что аудитория театра – люди активные, динамичные и привыкшие получать максимальное количество информации за короткое время.
Все, что зрителям необходимо знать о театре, здесь есть, и в таком аспекте, который не замедляет внимание, а соответствует темпу жизни молодых людей.
- МТЮЗ — moscowtyz.ru
Сайт Театра юного зрителя достаточно энергичен. Здесь вся изобразительная информация дана в цвете, то, что касается афиши и спектаклей структурировано так, что внимание зрителя концентрируется на конкретном названии.
Учитывая специфику театра, его базовую детскую аудиторию, аннотация постановок написаны доступно и как рассказы из детских книг.
Все, что необходимо для театрального сайта, тут расположено на страницах его продуманно, но все же несколько мелковато и чуть дидактично, то есть, все что тут задействовано в оформлении – правильно и композиционно достоверно, но как-то непритязательно.
Конечно, иллюстративный и текстовой материал можно визуально укрупнить при необходимости в этом, но его все же многовато на одной странице и от этого – определенная пестрота, что затрудняет восприятие сайта.
Главная страница его все же чересчур помпезна, поскольку греческие колонны, показанные на торжественном фоне, конечно, напоминают о возникновении театра из древних комедии и трагедии. Однако, сейчас выглядят старомодно.
Короче говоря, сайты не до конца хватает своего лица. Кажется, что прежняя форма его была интереснее и надежнее по всем параметрам.
- Малый театр — maly.ru
Государственный академический Малый театр изменил сайт, сделав упор на информацию о спектаклях.
По сравнению с тем, что было на сайте недавно, ушла атмосфера лучшего традиционного театра России.
Теперь все набрано на белом фоне с мелким, плохо читаемым текстом.
Своеобразие оформления, которое отвечало бы месту театра в российской культуре, ушло, просто исчезло.
Все показано кратко, чересчур упрощенно и без изюминки. Остались только цветные фотографии артистов.
На этом сайте лицо, аура старейшего отечественного театра просто потерялись, что явный и огорчительный недостаток.
Говоря об МХТ, театре Вахтангова и Малом театре, нужно иметь в виду, что наряду с тем, что на сайтах их задействованы сведения о самих названных театрах, тут же есть информация и об учебных спектаклях в той или иной мере, которая повторяется и на сайтах училищах при данных театрах российской столицы.
—
Подводя итог можно сказать, что даже по краткому рассказу о сайтах разных театров Москвы видно, что творческие коллективы, ими представленные зрителям, стараются быть в тренде времени, что касается того, как театры показывают зрителю свой культурный продукт и свое закулисье.
Все они стараются не отставать от запросов сегодняшнего дня и в чем-то опережать его, используя разные способы достижения требуемого им художественно-визуального результата.
Однако, при сходстве целей и задач, результат их усилий оказывается неоднозначным и разным по качеству исполнения и воздействия на потребителя информации о театре, что связано как с возможностями театра по созданию сайта, что требует определенных вложений и по поддержанию его, так и с намерениями конкретных худруков их, поскольку нередко перечисленные театры есть альтер эго их руководства, что также заметно и внятно передано в отличиях сайтов театра друг от друга.
Тем не менее, стоит специально подчеркнуть, что сама признанная необходимость общения со зрителями с помощью интернет-сайтов и то, что в рамках ее выполняется в каждом конкретном случае, свидетельствует о том, что и в этом смысле театральное дело живо и, несмотря ни на что, имеет перспективу.
Илья Абель