Через несколько лет Музею искусств народов Востока (Москва) исполнится сто лет со дня его открытия в 1918 году. Вполне логично, что к своему юбилею один из известных столичных музеев начал готовиться заранее, о чем можно судить о выставке «Характеры Востока», которая проходила в одном из залов музея с конца января по середину февраля этого года.
Примечательно к тому же, что она открывала модный ныне в российской столице тренд – музей открывает свои запасники, который заявлен был Третьяковкой в бытность там предыдущего директора культурной институции Ирины Лебедевой.
Очевидно, что любая выставка, в данном случае, в Музее Востока, если она не полностью авторская и внефондовая, строится на сосуществовании экспозиции и того, что есть в запасниках (в Музее Востока находится более 60 000 экспонатов на хранении), и того, что дополняет имеющееся в наличии в собственности музея как культурной и научной организации с многодесятилетней историей (даже свое название музей менял в разные периоды своего бытования в городе несколько раз.)
Но в данном случае, при подготовке выставки «Характеры Востока» впервые были использованы только собственные музейные фонды. И то, что продемонстрировано было теперь широкому зрителю, показано было практически в первый раз.
Примечательно и то, что тема экспозиции, заданная названием, раскрыта с привлечением около трех десятков живописных и скульптурных работ хронологически, тематически, являясь по сути своей замечательным прологом новой инициативы Музея Востока.
Понятно, что именно такая выставка по определению должна была открывать новое направление деятельности музея. И она состоялась, поскольку подготовлена была профессионально, четко и с большим вкусом (куратор выставки – Лидия Рославцева).
Работы, которые представлены для ознакомления с ними зрителей, датированы тридцатыми (самые ранние здесь по времени создания) – девяностыми годами. Таким образом, задан ракурс раскрытия темы: с довоенного времени, первого десятилетия после создания СССР до перестройки и распада СССР на отдельные независимые государства-республики.
Вероятно, сама периодичность, выявленная в данном случае художественно, доказывает, что СССР был при всей идеологичности режима квазисоциалистического и неким художественным целым. Судя по тому, что видишь на выставке «Характеры Востока» – это именно так. Киргизия, Туркмения, Узбекистан, Азербайджан, Армения, Таджикистан, Россия, в том числе, и Осетия, обозначенные присутствием национальных художников, вернее, их работ, еще не культурная Атлантида, какой она стала после распада СССР, а емкое культурное понятие. И потому, что национальные художники и скульпторы столь же самобытны и органичны в своем творчестве, как и российские художники, которые открыли для себя Восток в зрелые годы. Речь идет как о Роберте Фальке, Юрии Кириченко, Льве Крамаренко, Ирине Жданко и других, так и о Алекпере Рзакулиеве, Лазаре Гадаеве, Левоне Токмаджяне, Сейтгулы Артыкмамедове и других мастерах, представляющих народы Средней Азии и других бывших регионов Советского Союза.
В том, что составило экспозицию «Характеры Востока», где живописцы и скульпторы представлены одной-двумя работами, удалось передать именно атмосферу, ауру того, что в восприятии мастеров искусства есть восток как эстетическое, художественное понятие.
Если это рисунок и графика, то особый колорит, экзотика некоторых нарядов и головных уборов (не случайно, что «Характеры Востока» показаны прежде всего через портреты тех, кто обратил внимание художников своей характерностью, точным выражением того, что мы понимаем под ориентальностью в широком смысле слова).
Если это скульптура, то здесь также важен антураж – папахи на головах мужчин, головные уборы женщин, халаты как повседневная одежда, народные музыкальные инструменты, ослик, лошадь, специфическая выразительность черт лица мужчин и женщин.
Проходя выставку от работы к работе, ощущаешь то общее, что объединяет изображенных на бумаге или в материале героев картин и скульптур, вне зависимости от того, когда они были собраны.
И потому закономерно, что в рамках одной экспозиции внутренний хронологизм не соблюден. С написанным в тридцатые годы прошлого века «Автопортретом» Абылхана Кастеева, классика казахского искусства, оказывается «Плов» (1988) из серии «Туркмения» современного российского художника Александра Бобкина, рядом с листами шестидесятых годов «К невесте с подарками» и «Водовоз» Алекпера Рзакулиева – «Дагестанские мотивы. Старик» Юрия Кириченко, созданные в конце семидесятых, то есть, через 15 лет.
Особо необходимо отметить, что в Музее Востока всегда очень тщательно и выверено продумывают композицию каждой выставки, потому очередная из них, как правило, делается куратором стильно, выразительно и с заведомой харизматичностью, когда ощущаешь пространство выставки как живое, наполненное звучанием времени, его воздухом и ритмом. «Характеры Востока», естественно, следует тому отношению к экспозиционной деятельности, которое отличает то, что готовится к показу зрителям в Музее Востока.
Уже отмечалось ранее, что при внешних координатах десятилетий советской истории в рамках их акцент сделан на развитие заглавной темы и именно ей подчинены все связи между отдельно висящими картинами, стоящими рядом с ними небольшими скульптурами. (Картины расположены на черном фоне, что придает зримую торжественность выставке. К тому же каждая группа работ выделена своеобразной выгородкой, небольшой, чтобы не нарушать единства впечатления, но такой, что фокусируется внимание на конкретных работах как на главах раскрытия основной темы показа.)
Основная диагональ выставки, как сцена в театре, показывает буквально в лицах то, чему выставка посвящена. Это по бокам – справа и слева – работы Крамаренко и Фалька, а в центре, как любят делать в музее – «Портрет мастера Шохойдарова» (1936) Александра Николаева (Усто Мумина). Художник разрисовывает изображениями плодов белую стену. И в том, как свежо и ясно воспринимается вещь, написанная 80 лет назад, в самом сюжете ее, в облике персонажа, на ней изображенного, выражен ракурс всей выставки «Характеры Востока», реальным и образным символом чего работа и является.
Также в центре небольшого зала на невысоком постаменте выставлены скульптуры, также связанные по своему содержанию с темой данной экспозиции.
Прежде всего, это многофигурная работа Александра Волкова «Узбекские музыканты», передающая атмосферу праздника, сугубо восточного по всем деталям и нюансам. Здесь же и «Мальчик на ослике» Бабасары Аннамурадова, «Туркменский джигит» Сейтгулы Артыкмамедова, «Портрет девушки» Левона Токмаджяна. (Как видно из названия работ и перечисления имен их авторов, перед нами скульптурная сюита, которая в своем роде воплощает заданный мотив типажности). Продолжая разговор о скульптуре, следует назвать еще и «Песню» Владимира Соскиева, и «Странника» Лазаря Гадаева, которые расположены рядом с картинами в одном случае киргизских художников Джамбула Джумабаева и Нурии Иманалиевой, а в другом – Валерия Волкова (он, как и Александр Волков – сыновья русского художника Александра Волкова, открывшего России Востоку, а Востоку – Россию).
Стоит заметить, что как в живописи, так и в скульптуре показанное в «Характерах Востока» дано через работы небольшие, нередко камерные, почти зарисовки и этюды, которые несут в себе печать достоверности, документальности и правды, прежде всего художественной. (Не следует перечислять специально техники, в которых выполнены названные выше работы, как и те, что остались за пределами описания, поскольку трудно назвать какую-то художественную манеру, которая не была использована в создании вошедших в экспозицию работ, так и материалы, из которых выполнены скульптуры.)
Таким образом, можно сказать, что зрителям с помощью сотрудников Музея Востока посчастливилось познакомиться со своеобразной энциклопедией героев, приемов, стилей рисования и исполнения скульптур, что также отвечает содержанию названной выставки.
Если она начиналась с картины «Плов» современного российского художника, чуть ироничной и несколько стилизованной, каким и может быть взгляд со стороны, то завершается она работами Дамира Рузыбаева (обе 1994): картиной «Сурхандарья», яркой, даже модернистской и несколько абстрактной нефигуративности, и скульптурой «Старуха. Восточный мотив», традиционной и лиричной, уважительной по исполнению и авторскому посылу, что логично замыкает увиденное зрителями среди того, что вошло в названную экспозицию.
Примечательно, что и эпиграфом и одновременно послесловием «Характеров Востока», в зависимости от того, начинать ли с нее осмотр выставки или завершать его знакомством с нею, стала акварель Нурии Иманалиевой «Воскресный день. Базар 1», написанная чуть больше тридцати лет назад. Тогда, когда будущее воспринималось смутно, но все же оптимистично и не предвещало разломов исторических, появления новых границ, драматического противостояния народов и государств.
И это тоже такой неоднозначный в ретроспективном восприятии аккорд «Характеров Востока», того, что, не теряя самобытности, стала по существу прологом к будущим выставкам, на которых могут быть обнародованы многочисленные раритеты из собрания Музея искусств народов Востока.
Илья Абель