В конце июля в Государственной Третьяковской галерее (залы на Крымском Валу) помпезно открылась выставка Айвазовского, приуроченная к юбилею со дня его рождения.
В день начала работы экспозиции о ней сообщили газеты и телевидение, хотя и задолго до нее интерес к вернисажу подогревался последовательно и вполне профессионально.
Так, сообщали, что в этот раз, предполагая большой ажиотаж, ввели предварительный заказ билетов. И 29 июля сообщили, что таких электронных билетов продано уже 20 000 (сейчас цифра выросла до 50 000). По прогнозам, собрание картин известного российского мариниста армянского происхождения, посетят от 300 000 до 500 000 зрителей за четыре без малого месяца работы выставки. Есть вероятность того, что сроки демонстрации картин и иных артефактов, связанных с творчеством художника и, собственно, морской тематикой его произведений, продлят, поскольку волна интереса зрителей растет поистине девятым валом, в полном соответствии с названием самой известной картиной данного художника.
Очевидно, что об Айвазовском в Третьяковке вспомнили очень вовремя, и политический аспект здесь, наверное, первостепеннее культурного. Родившийся в Феодосии (Крым) будущий академик живописи, рисовал, как правило, море в разные моменты его, сражения на воде. То есть, ясно, что у выставки есть, так сказать, крымский подтекст в любом смысле этого определения. То, что изображено, прославляет русский флот в победные и трагические моменты его истории, а это укрепляет национальное самосознание россиян, поднимает дух, способствует росту патриотизма.
Если посетителем выставки окажется Президент (как это было во время показа картин художника Серова), то, без сомнения, это приведет к еще большей популярности собранного в просторных залах новой Третьяковки. И выставка продлится, вполне возможно, и до новогодних праздников или следующих за ними каникул школьников и дней отдыха взрослых.
А то, что такую масштабную и, скажем со всей очевидностью, крайне своевременную и актуальную исторически и политически выставку посетят руководители государства, сомневаться не приходится. На сайте Третьяковки указано, что в вечернее время будут и закрытые показы.
А теперь два замечания по существу дела.
Несомненно, Айвазовский был великолепным мастером изобразительного искусства, но все же писал, на мой дилетантский сугубо взгляд, не шедевры, а работы достаточно высокого, но все же не слишком достойного его прижизненной и посмертной славы уровня. То, что его картины воспроизводились в учебниках, тиражировались для учреждений и в иных пропагандистских целях не отменяет того, что, говоря современным языком, перед нами пример китча, которого в искусстве всех времен было достаточно, и уж тем более – в живописи.
Мне картины Айвазовского представляются однообразными и потому банальными. Они любопытны, но, вероятно, когда увидишь их в таком количестве, поймешь, что при всем наличии мастерства автору их не хватало фантазии, поисков и новаций в живописи. Это, во-первых.
Во-вторых, понятно, что руководство Третьяковки учло в своей деятельности те просчеты, которые по ходу демонстрации картин пришлось устранять во время работы здесь же выставки Серова, когда зрители сносили узкие входные двери выставочного зала, а порядок приходилось наводить чуть ли ни с полицией.
Посетители теперь входят или заранее (дней за десять до посещения) оформленным по интернету билетам, или, отстояв небольшую очередь, покупают их на 10-12 дней вперед.
Вот только в том сюжете, который прошел в новостном выпуске по одному из каналов, видно было, как у той же узкой двери стоит пожилой мужчина и, как когда-то и по другому поводу, считает входящих в помещение Третьяковки на Крымском Валу. И это при том, что дальше, войдя в фойе галереи, они прикладывают электронный билет к устройству, которое считывает информацию. (Сначала сообщили, что будут запускать по 100 человек каждые полчаса при неограниченном времени пребывания в Третьяковке, теперь – по 250 человек. Как две с половиной сотни посетителей может пройти за полчаса, зафиксировать билеты и начать осмотр юбилейной экспозиции – загадка, во всяком случае для меня. Не метро ведь на самом деле, хотя практику столичного метрополитена по пропуску пассажиров в часы пик, скажем, можно было бы здесь использовать.)
Короче говоря, и Иван Константинович Айвазовский явно не мой художник (например, из русских классиков живописи мне ближе Брюллов, Иванов, Репин). Да и европейские марины, написанные не столь размашисто и демонстративно, представляются мне более интересными в смысле искусства и вкуса.
Но тут – уже дело выбора. Как на избирательном участке, как деление на свой – чужой. Посетил Айвазовского – патриот, не нравится тебе такое правильное с идеологической точки зрения искусство – пятая колонна. Естественно, прямо так никто не говорит, да и не скажет, но в идейной атмосфере государства витает нечто подобное, что является и очевидным подтекстом теперешнего собрания картин мастера живописи девятнадцатого века, что невозможно не заметить.
Да и суету не люблю, наверное, и не я один, вот это повсеместное воодушевление, что знакомо по тому, что бывало в СССР во время съездов КПСС и в иные дни союзных торжеств и мероприятий.
Писал же другой русский классик, Пушкин, что «служенье муз не терпит суеты». И это тоже, конечно, надо иметь в виду, потому что двумя выставками – Серова и Айвазовского – патриотизм воспитать при поддержке СМИ можно, вкус – не очень, с культурой тут вообще проблема, поскольку все-таки воспитывается последний не на вторичном, а на первостатейном и безоговорочно прекрасном. Являются ли таковым морские пейзажи Айвазовского – большой вопроса. Ну, во всяком случае, пусть только для одного меня. И ни для кого другого.
Так что, на выставку Айвазовского не рвусь, не собираюсь, памятуя, как там же были совершенно замечательные собрания натюрмортов, картин Дейнеки, Шевченко и других безоговорочно замечательных художников. Проходили они без лишнего шума, просто, спокойно и очень убедительно, но до того, как в Третьяковке появилась нынешняя дама –Гендиректор, которая выстраивает выставочную деятельность в некотором роде как агитационную, напоминая советские времена, что не слишком радует , как параллель не столько художественная, сколько эстетическая и даже этическая , напоминая о том прошлом, с которым мы все никак не можем к сожалению расстаться, если вообще расстанемся с издержками его когда-нибудь.
Илья Абель