Главная / КУЛЬТУРА / Ирина ЕПИФАНОВА | «Бесы». Театр им. Ленсовета, режиссер А. Слюсарчук

Ирина ЕПИФАНОВА | «Бесы». Театр им. Ленсовета, режиссер А. Слюсарчук

«Бесы». Театр им. Ленсовета, режисссер А. Слюсарчук

В программке написано «реконструкция в 3-х актах». И это и впрямь любопытная попытка реконструировать текст, как бы с постепенным углублением.

В первом действии происходящее больше напоминает читку произведения по ролям. Актёрская игра минималистична. Царит текст. Решение это неоднозначное, я текст Достоевского люблю и почти физически кайфую от него, но некоторые зрители задрёмывали.

Второе действие реализовано уже в более традиционной манере. А третье превращено в исповедь или манифест. Или предвыборную программу (в случае с Петрушей Верховенским). Несколько персонажей поочерёдно выходят на край сцены и произносят пространные монологи. Опять же я сюжет знала, а у не читавших, кажется, были проблемы с тем, что происходит и кто есть кто.

Что здесь осталось из романа: яркая и невыносимо щемящая линия поздней любви между Варварой Петровной Ставрогиной (Ольга Муравицкая) и Степаном Трофимовичем Верховенским (Александр Новиков). Этих нелепых, трогательных, неудачных многолетних брачных танцев друг вокруг друга, попыток ухаживания, когда двое двадцать лет любят друг друга, а напрямик поговорить об этом не решаются.

Линия Ставрогина (Никита Волков), который по сути обеспеченный, повзрослевший, заматеревший и не раскаявшийся вовремя Раскольников.

Очень крутые Шатов и Кириллов.

А вот что не до конца докручено: лукавый и страшный искуситель Петруша Верховенский. Исполнитель роли Иван Батарев очень старается, но, кажется, ещё не вполне нащупал рисунок роли (спектакль идёт всего пару месяцев).

Брат и сестра Лебядкины (Илья Дель и Маргарита Иванова) получились здесь неожиданно вызывающие сочувствие, нежные даже. Тогда как в книге это для меня, пожалуй, самые инфернальные персонажи, жутковатые, особенно он, бессмысленное, пьяное, иррациональное зло.

Длится всё 4,5 часа и, по ощущениям, здесь ещё много длиннот и провисов, которые, наверное, по ходу жизни спектакля уйдут. Рекомендую с осторожностью, в первую очередь любителям Достоевского, как ещё один взгляд на этот роман.

P.S. После спектакля девушка-зрительница в гардеробе говорила подруге: «Ну это, наверное, та самая старая школа, которая уже всё». Если я правильно её поняла, то не соглашусь. Очевидно, имелось в виду что-то архаичное, мертворождённый, нафталинный спектакль. Примеров такого, по-моему, как раз в Ленсовете в последние годы, после ухода Бутусова, хватает, кому интересно, можно, на «Синьора из высшего общества» сходить или на «В этом милом старом доме». Здесь не то, просто сыро и тяжеловато идёт пока, но творческий поиск и жизнь в спектакле есть.

Ирина Епифанова