Пкиин
Фрагмент из книги «Четыре шага домой»
В Ханаанских горах, за пределами современной европейской цивилизации находится поселок Пкиин, населенный в основном друзами, христианами и мусульманами, но имеющий богатую еврейскую историю. Относительно связей с цивилизацией — одна гидовская история. Однажды вечером я шла по Пкиину с туристами из Санкт-Петербурга. Естественно, о чем-то говорили — конечно, по-русски. На одном из крутых виражей с нами поравнялась религиозная друзская женщина. Мимоходом она поинтересовалась, откуда мы. Услышав, что из Питера, остановилась, поставила сумки и выдала монолог, поразивший мое воображение: «Я была в Петербурге этим летом, больше всего мне понравился Петергоф и Эрмитаж, но Пушкин и Русский музей тоже интересны». Поправив платок, она взяла сумки и отправилась дальше по своим делам, оставив меня в полном замешательстве. Я не предполагала, что религиозные друзские женщины могут быть настолько продвинуты в знании достопримечательностей бывшей российской столицы. Но мой рассказ о Пкиине я хочу начать с его еврейской истории. Когда на этом месте появились первые евреи, известно только Творцу, но это точно произошло более двух тысяч лет назад. Там, где евреи, там и синагога.
Согласно традиции, она расположена на том месте, где когда-то находился бейт-мидраш раби Иешуа бен Ханания, учителя раби Акивы. С того времени евреи Пкиина продолжают молиться здесь. Синагога пострадала при землетрясении 1837 года и была отремонтирована раввином Рафаэлем ха-Леви из Бейрута. Два камня, согласно традиции, принесенные коэнами из разрушенного Иерусалимского Храма оставили на стенах синагоги. На одном изображена менора, этрог и лулав, на другом — Святая Святых Храма. В синагоге сохранены свитки Торы возрастом около трехсот лет.
В 1950 году по инициативе Ицхака бен Цви был сделан косметический ремонт, и еврейские жители Пкиина использовали ее, пока был миньян. Сегодня синагога Пкиина в основном играет роль зала торжеств и туристической достопримечательности. Фасад синагоги изображен на старых стошекелевых купюрах. Десятилетиями за порядок в синагоге отвечала Маргалит Зинати — последний потомок одного из древних еврейских родов, никогда не покидавших Святую Землю. Кроме Маргалит, в мире есть еще потомки этих семей, но только она осталась на родине своих предков — в Пкиине.
Маргалит Зинати, «барышня с характером», она же хранительница еврейского очага — видит Б-г, я пишу это с бесконечной симпатией и уважением, но лучше про нее не скажешь. Маргалит родилась в Пкиине в 19… году. В 1938 году еврейская община, спасаясь от погромов, уехала в Хедеру. После создания государства вернулась только семья Зинати. После смерти родителей Маргалит стала единственной и последней представительницей евреев Пкиина, оставшейся в поселении.
Для того, чтобы понять человека, мало паспортных данных. Про Маргалит – мое ощущение… Она, конечно, не помнит меня, не так часто я бываю там, да и народу ходит, слава Б-гу, достаточно. Но почти каждый раз после общения с ней у меня в руках остается коробочка с фигами, тутовником, саженцы неведомых цветочков… На сердце — бесконечное тепло и благодарность. В голове одна мысль — какой же надо иметь внутренний стержень, чтобы пожертвовать своей жизнью ради памяти рода?
Очень хорошо помню, когда я приехала с семьей американских евреев, Маргалит пригласила нас попить чаю и долго рассказывала, как хорошо она живет с соседями-друзами, как они помогают. Потом посмотрела внимательно на нас и говорит: « Я хочу вас благословить». Удивительной силы и чистоты было благословение. Выйдя, глаза вытирали все.
Как-то она рассказала, что однажды в 2011 году, кто-то из «добрых» соседей завалил ночью вход в синагогу громадным камнем. Маргалит не могла его отодвинуть и не могла попасть в синагогу. Она не растерялась и написала в Кнессет письмо следующего содержания: «Еврейская община Пкиина в лице Маргалит Зинати требует немедленно прекратить безобразие и убрать камень. Если требование не будет выполнено, еврейская община Пкиина объявит голодовку». И отправила это послание по факсу прямо в Кнессет. К вечеру камень убрали.
Еврейская община Пкиина — по официальной версии — это Маргалит Зинати. Одна.
Для того, чтобы выяснить, что в Пкиине есть еще евреи, мне понадобилось много лет. И вот однажды зимой я спускалась к пещере РАШБИ и увидела пожилую женщину — абсолютно типичную селянку, которая собирала мусор. Пионерское детство не прошло зря, мимо я пройти не смогла. Через пару минут совместной деятельности она с надеждой спросила на иврите: «Ты говоришь на ИДИШ?» Я бы удивилась меньше, если бы она превратилась в ангела. Замешкавшись, я пробормотала одно из немногих идишских слов, оставшихся в голове с раннего детства. «Абисале», — сказала я. Женщина тяжело вздохнула и заговорила на иврите с тяжелым акцентом. Сначала она сокрушалась, что туристы бросают мусор. На мои вопросы, кто она и откуда, ответила, что ее зовут Рут, они с мужем несколько лет назад переехали из Голландии. Сообщила, что в деревне есть еще две еврейские семьи. Приглашала в гости, но как-то не срослось. Ее мужа потом встречала в синагоге, он подрабатывает гидом по Пкиину.
Впрочем, идиш уже звучал в Пкиине раньше. Первое место, где в XVIII веке пытались поселиться хасиды рава Менахема Менделя из Витебска, потом они переехали в Тверию и Цфат. Впрочем, бежали они из Пкиина не потому, что им не понравилось, а потому, что по всему региону свирепствовала эпидемия чумы. Когда эпидемия закончилась, некоторые из них вернулись в поселение. Ашкеназская община существовала и в XIX веке. Юдит Монтефиоре упоминает в своем дневнике о том, что ее муж поддержал евреев Пкиина. Ученый и географ А.М.Лунц упоминает о существовании в Пкиине еще одной синагоги. О ее местоположении сегодня не известно. Сефардская община в Пкиине появилась в 1534 году, но достаточно быстро растворилась в мистаравим. А это еще кто такие, спросите вы. Наиболее продвинутые в израильских реалиях скажут: «Ну, тут Аня, ты накрутила. Сегодня, как правило термин «мистаравим» (псевдоарабы), они же «алракун» (еноты), они же «дхиаб дария» (оборотни) относится к израильским спецслужбам, основанным в 1948 году. Это подразделение занимается обнаружением и задержанием наиболее активных экстремистов на территории Палестинской автономии.
При чем же здесь Пкиин XVI века? Само понятие «мистаравим» значительно старше государства Израиль и использовалось в нескольких галилейских деревнях для обозначения евреев «под прикрытием», — то есть, они по всей строгости соблюдали иудаизм, при этом внешне выглядели, как мусульмане, говорили в быту по-арабски, и посторонний отличить их не мог. Европейские путешественники, и так не сильно разбиравшиеся в евреях и в их традициях, были сбиты с толку окончательно. Впрочем, еврейские путешественники тоже не всегда отличали «своих». Возможно, благодаря этой «маскировке» мы никогда не сможем узнать реального количества еврейского населения Галилеи в XVI-XIX веках. Сегодня в тех местах, где жили мистаравим, евреев нет. В некоторых из них, например, в Шфараме и Элабуне остались развалины синагог, могилы праведников, известны места еврейских кладбищ.
На данный момент существует несколько общин евреев Святой Земли — мистаравим. Одна из них собирается по субботам и праздникам в сефардской синагоге св. Ари в Цфате.
Кстати, святой Ари бывал в Пкиине. Рассказывают, что однажды он молился с учениками на могиле Бнаяху Бен Иогада, военного министра царя Шломо и услышал разговор двух ангелов, принявших вид птиц. Одна говорила другой, что молитвы святого Ари безусловно сильны, но гораздо больше толку от молитвы Ноаха-сапожника из Пкиина. Ари собрал учеников и отправился с ними в Пкиин. По прибытии в деревню, Ари попросил своих учеников внимательно вглядываться в дома, но ничего особенного они не увидели. Внезапно Ари остановился и замер. Вы видите свет? Но никто, кроме него, не видел радужного облачка, витающего над одной из крыш. Зайдя в дом, они увидели еврея, забивавшего гвоздики в подметку сапога. «Ноах-сапожник?» — спросил Ари. Получив утвердительный ответ, представился. Ари спросил Ноаха, по какому молитвеннику он молится, на что Ноах засмущался и признался, что он не умеет читать… Да и молится не регулярно, а только иногда, если душа просит. И тем утром как раз был такой случай – проснувшись, он преисполнился такой благодарностью Творцу, что стал говорить: «Владыка вселенной! Ты сотворяешь все вокруг и наполняешь жизнью все живое! Возьми буквы святого языка и сложи из них правильные для Тебя слова!» И начал повторять вслух ту часть алфавита, которую знаю…
Эта молитва, столь высоко оцененная Творцом, происходила неподалеку от пещеры, в которой, согласно традиции, провели тринадцать лет рабби Шимон бар Йохай и его сын рабби Элазар. Как они там оказались и чем занимались?
Случай, из-за которого у рабби Шимона произошел конфликт с властями, начался с разговора. Трое из учеников раби Акивы и некий Иехуда бен Герим рассуждали о римлянах.
Иехуда бен Герим заметил: «Это хорошо, что римляне строят рынки, дороги и мосты».
Второй был не согласен с ним, но промолчал. А рабби Шимон бар Йохай возразил: «Они строят себе рынки, чтобы делать проститутками наших женщин, дороги, чтобы приводить своих солдат, мосты — чтобы взимать с нас налоги».
Иуда бен Герим донес, куда надо. И за голову рабби Шимона была объявлена награда. Он вместе со своим сыном рабби Элазаром, вынужден был скрываться в горах. Еврейские дети, желая помочь, разжигали повсюду костры для того, чтобы сбить с толку римских солдат, разыскивающих мудреца, не покорившегося властям.
Тринадцать лет Рабби Шимон и рабби Элазар провели в пещере, постоянно общаясь с пророком Элияху. Благодаря этому рабби Шимон смог подняться на самый высокий уровень постижения и принять эзотерическое толкование Торы. Все эти годы они питались только плодами рожкового дерева (харув) и пили воду из источника. Чтобы их одежды не истлели, они раздевались и закапывали свои тела в грунт. Вы спросите, при чем тут это? Ответ очень прост: не желательно молиться обнаженными. По прошествии двенадцати лет им явился ангел, который сообщил о смерти преследовавшего их императора Адриана. Они могли покинуть свое убежище, но за двенадцать лет непрерывного духовного подъема они настолько потеряли связь с мирскими занятиями… Рабби Элазар увидел пахаря, который спокойно обрабатывал землю, и возмутился, что человек не учит Тору. До такой степени он был возмущен, что от его взгляда вокруг все зажигалось. Рабби Шимон гасил пожары, но они были явно не в том состоянии, чтобы выходить в люди. Видимо, не помнили они в тот момент, что большего места в грядущих мирах удостоится простой фермер, обрабатывающий Святую Землю, имеющий чистый (кошерный) стол и два раза в день произносящий Шма, чем величайший из раввинов, живущий в диаспоре…
Еще год они провели в пещере, восстанавливая свое духовное равновесие. После этого собрали миньян и записали все те духовные откровения, которые получили за двенадцать лет, проведенных в пещере в Пкиине. Сегодня это откровение — двадцать три тома на иврите и арамейском называются «Зоар».
Пещера сильно пострадала во время землетрясения в 1847 году, но желающие по-прежнему могут придти и посидеть под теми самыми рожковыми деревьями, плодами которых питались рабби Шимон и рабби Элазар. А потом можно спуститься к источнику, который согласно легенде, тоже не прост.
Однажды, давным-давно, пророк Элияху в образе старца ходил по земле. Придя в одну деревню, он обратился к женщине с просьбой напоить его, но та отказала ему. Тогда он сказал: «Хорошо, воды здесь не будет». После этого странник добрался до Пкиина и обратился к местной женщине с той же просьбой. Она принесла ему воды и еды. Пророк благословил Пкиин. С тех пор источник, появившийся тогда, никогда не пересыхает.
Рядом с источником растет одно из немногих древних шелковичных деревьев. Между шелковичными деревьями и еврейской общиной есть прямая связь — в 1602 году рав М.Митрани из Цфата разрешил евреям Пкиина кормить шелковичных червей в субботний год!
Это же дерево у источника попало на купюру в 100 шекелей, уже вышедших из употребления.
Вокруг источника на площади находится своеобразная статуя памяти лидеров друзского восстания. Такие статуи получаются тогда, когда их делают люди, в культуре и религии которых объемных изображений быть не может.
Про друзов, конечно, надо написать, но немного позже. А сейчас представьте себе, к этому же источнику приходили за водой два великих раввина, живших задолго до появления друзов в Пкиине. Один из них рабби Иешуа бен Ханания, танна, законоучитель и один из пяти ближайших учеников рабана Йоханана бен Заккая. Он был одним из тех, кто вынес рабана Йоханана из осажденного Иерусалима. После разрушения Храма он жил в Явне, а потом переехал в Пкиин, где возглавил общину. Он придерживался школы Гилеля, в Талмуде сохранилось множество его комментариев. Он жил крайне скромно, зарабатывая кузнечным ремеслом. При этом знал греческий, интересовался науками, астрологией и математикой. Имел кроткий и уступчивый характер. Одно из его самых известных высказываний: «Загробная жизнь обещана и праведникам-неевреям». Он обратил в иудаизм раскаявшуюся язычницу, хотя другой танна отказался ей помочь.
Известна история об ученом споре между рабби Иешуа и рабаном Гамлиэлем II по поводу календарных принципов, на основании которых устанавливались даты праздников. Рабби Иешуа не ослушался рабана Гамлиэля и пришел по его приказу с посохом и деньгами именно в тот день, который, по его подсчетам, был Йом-Кипур. Когда в результате некорректного поведения Гамлиэль был смещен с должности, рабби Иешуа присоединился к мудрецам, которые боролись за его восстановление в сане.
Другая история о том, как рабби Иешуа вместе с раббаном Гамлиэлем и рабби Элазаром бен Азарией прибыли в Рим для встречи с императором Адрианом и участия в религиозной полемике против иудохристианства. Во время встречи с императором тот задал ему вопрос: «Про вас, евреев, говорят, что вы мудры и кичитесь этим. Если это на самом деле так, можешь ли ты сказать мне, что я увижу сегодня во сне?»
При всей его мудрости, рабби Иешуа не мог знать, что приснится императору, но не захотел в этом признаться, и ответил ему: «Да, конечно, могу. Этой ночью ты увидишь, будто попал в плен к парфянам, прошел через страшные унижения, и в итоге они приставили тебя пасти свиней, но при этом дали тебе в руки золотой посох — в знак твоего императорского достоинства».
Ночью император увидел именно это во всех подробностях.
Разгадка сна проста — в это время Рим вел войны с Парфией, они проходили с переменным успехом. Попадание в плен — всегда незавидная участь, и император целый день думал о том, что сказал мудрец. Не стоит удивляться и тому, что он увидел во сне именно это.
После смерти рабана Гамлиэля рабби Иешуа стал духовным лидером нации и предотвратил антиримское восстание, которое готово было вспыхнуть из-за запрета императора Адриана на восстановление Храма. Восстание произошло, но уже после его смерти.
Неподалеку от старой мельницы находится могила рабби Йоси Дамана. Традиция о его захоронении в Пкиине относится к XVIII веку. Жители деревни, вне зависимости от вероисповедания, посещают его могилу, не сомневаясь, что их молитва на этом месте будет услышана и любые беды закончатся. При этом относиться к местам захоронения праведников надо с почтением. Некий Авраам Коэн решил проверить глубину могилы праведника и попытался запихнуть туда палку. Ночью дверь его дома распахнулась, и в нее вошел старец в белых одеждах. Он кричал и ругался, потому что осквернили его могилу. А уже осознавший свою ошибку Авраам в это время учил книгу Зоар. Увидев это, старец сказал: «Раз я нашел тебя изучающим Зоар, я не заберу твою душу, но заберу душу твоего сына!» Сказав эти слова, он исчез. Авраам подбежав к кроватке сына, обнаружил, что у него жар. А утром ребенок вернул душу Создателю.
До нас дошли несколько историй про порядочность рабби Йоси и его непростые отношения с детьми.
Однажды рабби Йоси сильно задержался, а работники, которых он нанял, уже закончили свою работу и проголодались. Его сын пожалел их. Не зная, чем помочь, вышел во двор и увидел фиговое дерево, плоды которого еще не созрели. Собрал все свои духовные силы, приказал плодам созреть. Произошло чудо, и он накормил людей. Когда рабби Йоси вернулся, он бросился к работникам с извинениями, но те успокоили его, рассказав, что его сын уже накормил их чудесным образом. Услышав это, рабби Йоси сказал: «Нарушающий законы природы будет вынужден нарушить законы природы — то есть, покинет этот мир раньше времени». И действительно, его сын умер молодым. Как писал об этом Рамхаль: «Знай, что Всевышний создал все сущее, по желанию Его, со всеми порядками, установленными Им в мирах. А еще, создал другой путь – «исправления служением», и это другой порядок. А суть в том, что согласно порядку Творения, в конце всех ступеней возникает Ситра Ахара, она дурна и несет вред, ведь в ней – дурное начало и ангел смерти».
Другая, не менее трагическая, история про очень красивую дочь рабби Йоси. Однажды он увидел, что его сосед выкорчевывает деревья, служившие забором между их участками. Рабби Йоси спросил соседа, почему он это делает. Тот ответил, что раз не может жениться на красавице, по крайней мере, сможет любоваться ее красотой. Рабби Йоси был сильно опечален и сказал дочери: «Раз твое существование причиняет людям боль, тебе нужно вернуться в прах». И девушка умерла.
У рабби Йоси был осел, которого он иногда давал в пользование другим людям. После окончания работ они клали плату на ослиное седло. И тот возвращался домой. Если вдруг ошибались и клали больше денег, животное не двигалось с места. Однажды они положили правильную сумму, но осел остался стоять. Никак не могли понять причины, пока кто-то не вспомнил, что забыл сандалии в седле. Осел чувствовал, что на нем лежит чужое имущество и оставался на месте.
Как можно объяснить эти истории, если не воспринимать их как иносказание? Рабби Йоси считает, что человек должен соблюдать определенный Творцом порядок, и если он этот порядок нарушает, то ему незачем здесь находиться. В другом случае то, что причиняет людям горе, своим присутствием в мире его ухудшает.
Когда рабби Йоси умер, сын Инака (Яника) поцеловал его и обратился к Творцу с просьбой: «Властелин мира, Ты заберешь отца моего перед моими глазами?». Творец вернул душу рабби Йоси обратно в тело, тот прожил еще двадцать лет. Про уникального мальчика Янику известно, что он мог определять ритуальную нечистоту и несоблюдение заповедей по запаху, исходящему от человека. Согласно Вавилонскому Талмуду, уникальное чутье — признак Машиаха. Яника похоронен на Цфатском кладбище.
Нам неизвестно, как среагировал рабби Йоси на чудо собственного воскрешения.
Ну и, конечно, в Пкиине было микве, еврейская школа и многие другие необходимые евреям вещи. И сопутствующие им погромы… Последний, как это не парадоксально, произошел в 2011 году. Соседи-мусульмане, которых в деревне не так чтобы много, устроили погром еврейским семьям, жившим в принадлежащим евреям домах. Семьи с маленькими детьми вынуждены покинуть Пкиин.
А сейчас самое время написать о том, что в Пкиине, кроме еврейской общины в лице и в основном Маргалит Зинати живут еще много друзов, меньше христиан и совсем немного мусульман. Про христиан и мусульман все более-менее понятно. А вот друзы – совсем другая история…
Которая началась 3300 лет назад в пустыне. Тесть Моисея Итро был единственным неевереем, кто находился в лагере в тот момент, когда над ним стояли облака Славы — происходило Б-жественное откровение. Это, безусловно, повлияло на его мировоззрение. Друзы считают, что он получил особенный путь — уникальное учение и передал его своим последователям. Именно тогда был период «открытых врат», продолжавшийся сорок лет и позволяющий всем желающим присоединиться к правильному пути. В течении более чем двух тысяч лет это направление находилось в латентной фазе, видимо, для того, чтобы «проснуться» в Египте в период правления халифа Аль-Хакима, известного своими реформами и эксцентричным поведением. В какой-то момент он объявил себя инкарнацией Аллаха. Эту идею поддержал ближайший друг халифа ад-Дарази. По другой версии, идея принадлежала ад-Дарази, а сам халиф его не поддержал. Аль-Хаким издавал очень странные законы, например, предписывал женщинам всегда оставаться дома, сапожникам запрещал шить женскую обувь, запрещал любые праздники, кроме религиозных, лавки торговцев должны были быть закрыты днем и работать по ночам. Аль-Хаким приказал перебить в Каире всех собак, вырубить в Египте все виноградники и запретил продажу меда. Однажды ночью он отправился медитировать за город и не вернулся. Слуги обнаружили его осла и окровавленную одежду, но тела так и не нашли. Да Б-г с ним, нам гораздо интереснее ад-Дарази. Ад-Дарази и его последователи поверили, что аль-Хаким не умер, а ушел «в сокрытие». В течение шестнадцати лет после его смерти они считали, что аль-Хаким все еще жив. Удалившись из Каира он отправился в пустыню, там создал учение, которое позднее передал людям его ученик Хамза. Сам же аль-Хаким появится в День Страшного суда в качестве махди — машиаха. Ад-Дарази родился на территории современного Казахстана. Был персом или тюрком по происхождению, в молодости работал портным, но понял, что настоящее его призвание быть проповедником. Став другом халифа, он собрал вокруг себя общину последователей, поддерживал христианские ереси и еврейскую общину. После того, как он провозгласил ал-Хакима воплощением Аллаха, Ад-Дарази начали преследовать и он вынужден был бежать в Ливан. В книге, написанной ад-Дарази, сказано, что душа Адама переселялась в предков халифа, пока наконец не вселилась аль-Хакима. Последователей ад-Дарази называют друзами, но сами друзы предпочитают название «муахдун» — «монотеисты» или «объединившиеся». Сегодня это монотеистическая секретная антимессионерская религия. Ее представители в основном проживают в Ливане, Сирии, Израиле, США и Канаде. Их религия, возникшая среди исмаилитов, формировалась на базе иудаизма и тайных гностических учений, существовавших в Египте, — возможно, с определенным влиянием индуизма.
Монотеисты-друзы верят в переселение душ, причем моментальное. При этом они считают, что душа друза может реинкарнировать только в друза. Рай и ад им просто не нужны, потому что все существующие души находятся в телах. Душа возникла из искры вечной воли, она бессмертна, она беспола, все ее деяния за все перевоплощения будут учтены на Страшном Суде.
Наличие реинкарнации послужило важным фактором в их абсолютном бесстрашии. Во все времена друзы шли в атаку с возгласом «Во чреве матери»! Подразумевая, что даже если они погибнут, вернутся в этот мир. Служа в израильской армии, друзы предпочитают боевые части Голани и Гивати. Есть анекдот на эту тему. Когда друз умирает и ангел смерти предлагает ему ад или рай, друз отказывается и просит определить его в Голани. Однажды я шла с туристами по Пкиину, и друз очень почтенного возраста и религиозного статуса пригласил нас выпить кофе на его веранде. Под бесконечный кофе мы прослушали полуторачасовой рассказ о том, как наш гостеприимный хозяин воевал во всех израильских войнах с 1952 по 1973 год, после чего его просто перестали призывать. У входа во многие дома в деревне висят эмблемы различных армейских частей и флаги — пятицветный друзов и бело-голубой израильский.
Друзы ни в коем случае не являются мусульманами, ни в ритуальной, ни в мировоззренческой части религии. Пророк Мухамед для них не имеет значения. Коран они почитают наравне с Новым Заветом и трудами Аристотеля, Платона и Сократа.
Зато персонажи Танаха, особенно Адам (друзы считают, что их было три!), Авель, Моисей, Итро, пророк Элияху нашли свое место в их религии, полагающей, что Святая Земля должна принадлежать евреям. Идея реинкарнации и постепенного посвящения — повышения статуса и знаний в результате усердия и праведности.
Друзы не любят обсуждать свою религию с посторонними. К святым книгам доступ имеют только религиозные друзы определенного уровня посвящения. Эти книги написаны определенным алфавитом. К немногим темам, которые приоткрыты, относится отношение к государству. Друзы считают, что надо быть патриотами государства, в котором живут. Они придерживаются доктрины «такия» — верующий, живущий в враждебной среде, может принять ее условности, сохраняя в душе истинную веру. Дезинформация иноверцев во благо общины не предосудительна.
В 1952 году друзы обратились в Кнессет с просьбой сделать их военнообязанными. Предпочитают служить в боевых частях. Друзские шейхи проводят специальные ритуалы, чтобы в стране было изобилие.
У друзов свой флаг и символ — пятицветная пентаграмма. Каждый цвет имеет значение — зеленый символизирует «вселенский разум», красный — «вселенскую душу», желтый — слово, голубой — «вероятность и возможности», белый — «будущее». Пять — основных почитаемых пророков — Итро, Мойсей, Элиягу и два друзских — Хамза ибн Али и Ас-Сайид Абдалла ат-Танухи, «пять добродетелей», пять степеней духовного посвящения.
Друзом стать невозможно, им можно только родиться. Обязательна моногамия. Молитва может быть заменена медитацией, пост может быть заменен периодом молчания. Пожертвования в пользу нуждающихся не регламентированы. Светские друзы не имеют доступа к религиозным книгам, но если друз решит поменять свой образ жизни, его постепенно будут посвящать в религиозную доктрину и продвигать по ступеням постижения. Со стороны уровень посвящения можно определить по головному убору — начиная от белой «кипы» и заканчивая чалмой. Религиозные друзы не курят, не пьют алкоголь, не едят свинину. У них два выходных — суббота и вторая половина дня в воскресенье. Светские по субботам работают, религиозные только молятся. Молельные дома — «хильве» ничем не выделяются внешне. Друзы молятся коленопреклоненно пять раз в день.
Относительно происхождения друзов существует множество мнений. Самые интересные среди них, на мой взгляд, то, что они являются потомками самаритян или потомками хеттов.
В начале ХХ века на территории современной Сирии в течении двадцати лет существовало автономное друзское государство.
Руки чешутся написать еще несколько непроверенных — так как религия скрытая, фактов, но я не буду писать то, в чем не уверена.
Самым известным друзом Пкиина является женщина — савта (бабушка) Джамиля. Джамиля родилась в 1940 году в бедной многодетной семье, обосновавшейся в Пкиине около трехсот лет назад. Она вышла замуж в шестнадцать лет и вынуждена была начать работать, чтобы содержать семью. У нее четверо детей, трое из них — офицеры израильской армии. Все женщины в ее семье были травницами, и Джамиля начала интересоваться травами с целью помочь своему сыну, у которого были проблемы с кожей. В результате она стала делать очень качественное мыло на основе оливкового масла и трав. Сегодня ее продукция известна во многих странах. Джамиля открыла фабрику, на которой работают только женщины. Джамиле очень важно, что работают на этой фабрике женщины четырех вероисповеданий — друзы, иудеи, христиане и мусульмане.
Мой жизненный принцип — не писать о том, чего я не знаю изнутри. Поэтому я ограничилась официальными данными и личными впечатлениями. Большинство из друзов, живущих в Израиле, для меня и моих детей — братья. Они доброжелательны, гостеприимны и отзывчивы, они гибнут за государство Израиль.
Что же касается Пкиина, я очень надеюсь, что со временем все еврейские дома Пкиина будут заселены еврейскими семьями, что друзы, живущие рядом, по-прежнему будут помнить, что в их религиозном каноне написано, что Святая Земля принадлежит евреям. Тогда всеобщее процветание — неизбежно.
Анна Нисневич
Фото Евгения Игумнова