«В Бореньке чего-то нет» — новый спектакль Театра «Квартет И». Боренька — это персонаж актера Ростислава Хаита. В детстве отец сказал сыну: «Чтобы быть режиссером, надо чтобы в человеке что-то было». Весь спектакль это «что-то» ищет в себе Максим (его играет Максим Виторган), режиссёр сериалов «про ментов и бандитов». Три часа он вместе с актерами, сценаристами, помрежами обсуждает только что снятый фильм. Двадцать лет подряд режиссёр снимал «для народа», а сейчас снял «для себя», но что-то мучает его, так ли вышло, как хотел? Получилось ли? Ему кажется, что должна быть другая концовка к фильму «про жизнь», но ничего не получается, творческие муки не спасают ни «Четыре сна Максима» (привет Чернышевскому), ни спиртное на сцене, ни провокация журналистки.
Зритель в зале Дома культуры им.Зуева на улице Лесной видит «Кино в спектакле» — в прямом и переносном смысле. На экране идут фрагменты фильма-сна Максима-режиссера, а на сцене актеры театра играют актеров кино. Все это переплетается с реальными жизненными ситуациями всех персонажей на сцене. Нагромождение образов, метания главного героя, перетасовка красных кресел, проходы по сцене музыкантов с трубами, барабанами, скрипками, телефонные разговоры о необходимости полить алоэ, адюльтер 50-летнего мужчины с юной особой в сиреневых колготках, 18+ и маты на сцене (как без них раньше жили?), гуляние по сцене в трусах, сожаление о 8 миллионах, потраченных на покупку квартиры любовнице…
Сюжет вроде бы есть, но на самом деле — всё как в жизни. Рисуешь себе одну картину бытия, а выскакивают черти из табакерки и малюют по ней сверху и сбоку, что хотят.
Трое из квартета играли в своих привычных по фильмам амплуа. Ироничный Леонид Барац, умудрённый жизненным опытом Камиль Ларин, меланхоличный Александр Демидов. А вот образ, который создал на сцене Ростислав Хаит, совершенно не совпадает с предыдущим его амплуа. Здесь, на сцене ДК, отстройку от общей неразберихи создаёт его герой, «директор фильма, а по современному — «исполнительный продюсер», Борис Наумович — тот самый Боренька, в котором «чего-то» нет. Каждая его фраза — это кладезь мудрости, точная оценка ситуации. Каждый поворот головы не случаен. Мешковатые брюки и неопределённого цвета водолазка с таким же ретро-пиджаком дополняют визуальный образ. Он сильно отличается от того Хаита, которого мы привыкли видеть в фильмах «День радио», «Громкая связь», «О чём говорят мужчины». Забавно, интригующе, достоверно!
Спектакль получился шумный, многоплановый. Актёры прекрасны, публика смеялась и аплодировала. Даже не знаю, что ярче — фильмы с участием этой четвёрки, или живой спектакль. Талант, если он есть, проявляет себя в разных жанрах. А вот если в «Бореньке чего-то нет», то и столичная сцена не поможет.
Татьяна Таран
Фотоиллюстрации автора