Своеобразным феноменом финала советской эпохи в издательской деятельности был замечательный проект «Московского рабочего» под названием «Однотомники классической литературы».
Несмотря на достаточно идеологизированное название старейшего из столичных издательств (вроде бы она давно прекратило свое существование), оно выпускало качественную по содержанию и подготовке литературу художественную. И в ряду книг этой просветительской организации – в первую очередь именно названная серия.
Ясно, что семидесятые-восьмидесятые годы двадцатого века не то, что в СССР, в Москве были еще время дефицита хороших книг.
Прекрасный двухсоттомник «Библиотеки всемирной литературы» даже при его значительном по тем временам тираже явно не удовлетворял читательского спроса.
Как и то из классики, что выходило как отдельными сборниками в разных издательствах, так и в сериях, например, «Народной библиотеки» или «Школьной библиотеки».
То, что готовилось в рамках «Литературных памятников», собраний сочинений классиков отечественной и зарубежной литературы, было практически раритетно, а потому и недоступно.
И вот «Однотомники классической литературы», заполнившие эту культурно-литературную лакуну, стали настоящим прорывом с точки зрения качества, уровня подготовки книг, а также точного читательского адреса.
По содержанию это нередко книги антологического плана, сборники прозаических или поэтических произведений, посвященные какой-то конкретной теме, будь то советский рассказ определенного десятилетия, литература Древней Руси, английская новелла или стихи о поэзии русских авторов, как и сонеты, басни, посвящения Прекрасной Даме.
Очевидно, что координатами выходивших в данной серии книг была исключительно европейская литература, в том числе, естественно, и русская литература, представленные персонально или энциклопедически.
Кончено, для издания выбирались произведения известные – хрестоматийно или по школьной программе (таким образом, каждая книга оказывалась рассчитанной на взрослых и подростков, становясь семейной в широком смысле слова.) Так именно в однотомнике с произведениями Достоевского я прочитал впервые небольшую и очень искреннюю повесть писателя «Слабое сердце», в сборнике Салтыкова-Щедрина наряду с «Историей одного города» и «Сказками», которые в советское время издавались многократно, помещена и «Современная идиллия» (1987), что можно объяснить и первым перестроечным годом, поскольку эта вещь точно вписывалась в дух перемен, гласности, свободомыслия и некоторого революционного фрондерства.
Каждая книга «Однотомников классической литературы» стала собранием текстов и комментариев достаточно тщательно составленных, являя некий симбиоз «Библиотеки всемирной литературы» и «Литературных памятников», но рассчитанная на достаточно большой круг читателей. По существу, по-настоящему это была именно народная литература, но представленная чуть академично при всей своей популярности и при некотором утилитаризме отбора публикуемых в серии произведений.
Здесь в 1986 году, к слову, вышли Николай Островский «Как закалялась сталь. Рожденные бурей», «Русский сонет: XVIII – начала XX века», «Нет у любви бесследно сгинуть права. Легенды о любви и дружбе», «Книга песен. Из европейской лирики XIII-ХVI веков». (Если судить по тому, что сейчас можно свободно приобрести в букинистических магазинах, в ОКЛ вышло за десятилетие 1978-1989 три с небольшим десятка книг, по несколько книг в год).
Стоит заметить, что и каждый том серии, напечатанный в не совсем обычном формате, выглядит солидно и очень достойно. Очевидно, что книги эти не только трудолюбиво готовили к выходу, а и издавали с пиететом, даже немного торжественно и любовно.
Практически, собрав вместе все, что вышло в «Однотомниках классической литературы» человека любого возраста, вкусов, литературных пристрастий можно получить внятное представление о том, что есть настоящая литература от Гомера и Бунина, не говоря уже о Фурманове, Алексее Толстом, Горьком или романтической русской повести, как и о феномене «натуральной школы».
Как известно, нередко прекрасные инициативы имеют чисто, сугубо человеческое измерение, что вписывается в конкретные обстоятельства.
Когда завершается то одно, то другое, нередко замечательные начинания прекращают свое развитие.
Конечно, можно сказать, что закрылось издательство и потому прекратилась прекрасная серия востребованных читателями книг.
Но, думаю, дело не совсем так просто описывается постфактум.
Интерес к книге в постсоветской России не исчез. Более того, издавать книги стали больше издательств, что выразилось в расширении каталогов художественной и профессиональной литературы. Другое дело, что уже бывшая когда-то требовательность при подготовке книг к выходу в свет, все же не стала повсеместной.
Теперь заметен разброс от эстетских изданий по содержанию и оформлению до книг быстро сделанных и слабо изданных.
Тот уровень редакторского мастерства, который явлен был в десятилетие существования «Однотомников классической литературы», которая чуть раньше завершилась истории союзного государства, как можно судить по датам выхода последних книг, теперь уже не кажется единственно возможным.
Тем не менее, все же следует назвать данный проект уникальным по совершенству и мастерству исполнения, воздав через четверть века после его завершения должное тем, кто его осуществлял подвижнически, профессионально, честно и уважительно к книгам и их читателям.
P.S. Для справки: издательство «Московский рабочий» прекратило свое существование в 2001 году, теперь в старинном московском здании – банк.
Илья Абель