Старые фотографии с блошиных рынков. Нет больше таких лиц. Нет деревянных штативов и «длинной выдержки». И выдержки у моделей нет…
Недвижимо сидеть на жёсткой банкетке, без спинки, без подлокотников… В корсете. В узеньких туфельках. Улыбаться… Обязательно улыбаться. Ведь это же фотографическое искусство, почти синематограф…
Как странно. Как стремительно меняется всё вокруг. Рушится привычный уклад. Рушится жизнь. Исчезают и появляются новые люди. Новые страны. Новые нравы.
«Рио-Рита, Рио-Рита…» Брызги молодости. Чья-то юность, чья-то жизнь…
Я привожу эти фотографии отовсюду. Они разбросаны по антикварным рынкам столиц и местечек. Куда странными ветрами занесло когда-то тех, кого уж нет… Они выдержали. Сохранились. Они смотрят на нас.
Щелчок. Проявитель. Закрепитель. Сепия. Вензель. Взгляд.
Буэнос Айрес. 2019 год.
Жизнь меняется так стремительно, что память за ней не успевает.
Наши бабушки собирались в фотоателье как на праздник. Долго продумывали наряд. Договаривались и назначали время. Ждали неделю или две до получения «карточек». Твёрдых, матовых, с вензелями…
Наши мамы собирали фотографии в альбомы, подписывали и раскладывали по хронологии. Пересматривали зимними вечерами. Особенно под Новый год, чтоб никого не забыть и обязательно всех поздравить.
Фотографам позировали. Фотографы выстраивали кадр. Ретушировали и закрепляли изображения. Алхимики. Растворитель растворял все горести и суету. Проявитель проявлял надежды и мечты. Закрепитель скрепил время и оно замерло навсегда, улыбкой в уголке губ…
Фотографии блошиных рынков… Я часто пишу о них, потому что вижу их постоянно. Они ещё не исчезли. Они ещё разлетаются россыпями из перевёрнутых баулов прямо на мостовую…
Чья-то юность…
Чья-то жизнь…
Полдень. Зной. Тель Авив.
Все фотографии либо мои (я снимала), либо моя собственность (купила на блошином рынке). Чужие я не ставлю. За каждой — целая жизнь! Чудесно, что они сохранились!
Всё земное уйдёт в небытие… «Что остаётся от сказки потом, после того как её рассказали…»
Блошиный рынок — последний приют вечных сюжетов.
Елена Мирецкая