«ГДЕ НЕТ ЗИМЫ»
Академический Малый драматический театр — Театр Европы, Санкт-Петербург, реж. Яна Тумина
Мы с автором повести «Где нет зимы» Диной Сабитовой дружим в сети уже много лет, а книгу я так до вчерашнего дня и не читала. Но после спектакля сразу купила в «ЛитРесе» и стала читать, отложив всё остальное, было очень интересно, близко ли к книге поставили, насколько бережно режиссёр обошёлся с текстом (спойлер: близко и бережно).
Спектакль как бы детский, «12+», и книга выходила как детская. История в кратком и схематичном изложении такова: жили-были очень старенькая бабушка, эксцентричная и очаровательная; депрессивная и мятущаяся мама-художница лет сорока пяти и двое детей, брат Павел (13 лет) и сестра Гуль (8 лет). Жили они в старом деревянном доме, в котором сменилось уже много поколений этой семьи. И вот однажды бабушка умерла, а через три недели пропала мама, как потом выяснилось, её тоже не стало. Дети не хотели в детский дом, не хотели расставаться, поэтому несколько недель пытались выживать вдвоём. Но потом отсутствие матери всё же открылось, и их забрали в приют. Тут Паша и Гуль наконец узнали, что у них есть отцы, которых они никогда не видели. Пашин отец из Сибири предлагал было его забрать, но только одного, Паша отказался, не мог оставить сестру. Так бы они и остались в детдоме, если бы не Мира Александровна, мама одноклассника Гуль, мать-одиночка, парикмахер. Она узнала о случившемся и решила взять к себе Гуль, а когда услышала историю о том, как Паша ради сестры отказался ехать к отцу, взяла и его.
Я немного боялась идти смотреть, потому что думала, ну а что я скажу автору книги, если не понравится. Тем более что сразу после премьеры, в прошлом ещё сезоне я читала отзыв, где говорилось, что в спектакле очень много авторского текста, актёры как будто зачитывают отрывки книги по очереди, а в единую историю это не складывается. Возможно, дело в том, что спектакль был совсем свежий, ещё не обкатанный, потому что сейчас вот у меня всё сложилось. Авторского текста действительно много, но он так хорош, что я наслаждалась, а потом произошло то волшебное переключение, ради которого я и хожу в театр, — когда забываешь, что это пьеса, сцена и актёры, а просто проживаешь с персонажами кусочек их жизни.
О чём получился спектакль? О любви и дружбе брата и сестры. О том, что своих не бросают. О хороших людях. О несчастных хороших людях, как мама, которые всю жизнь с собой мыкаются. И о счастливых хороших людях, как бабушка, которая пережила страшное, но как-то научилась хотя бы не страдать каждую секунду.
Ещё я думала о тексте Дины, который, как лучшие книги для такого возраста (12-14 лет), абсолютно универсален и не делает скидки на детскость. Никакого там сюсюканья и заигрывания с читателями, когда автор, как тот учитель из «Республики ШКиД», который пел про курсисток, старается втереться к ребёнку в доверие, используя сиюминутный сленг и какие-то заманушки, которые, как ему кажется, могут зацепить ребёнка. Это, в общем, текст вне времени и о вечном. И взрослый в нём найдёт ничуть не меньше, например, образы бабушки и мамы во всей полноте раскрываются только для того, у кого достанет для этого жизненного опыта.
Эта книга говорит с читателями любого возраста на равных.
А спектакль хороший получился. И, как всё у Яны Туминой, похож на шкатулку с секретом: всё движется, вертится, открываются потайные ящички и по заднику сцены плывут нарисованные Пашей диковинные животные, звёзды и планеты.
Ирина Епифанова
Фотоиллюстрации Виктора Васильева
Редколлегия «Нового Континента» благодарит Дину Давидовну Додину, Елену Николаевну Александрову и Анастасию Мартынову за фотографии, предоставленные для публикации.