Мне кажется, что даже не стоит особенно доказывать, зная то, что не одно десятилетие рисует российская художница Кира Эмеретли, что ее работы могли бы напоминать то, что получалось бы у Алисы из известного произведения, если бы героиня историй, рассказанных английским писателем Льюисом Кэрроллом была бы художником.
Знакомясь с графическими и живописными циклами российской художницы Киры Эмеретли, понимаешь, что в них есть волшебство и свобода, та фантастическая раскованность, которая бывает только в детстве, при том, что выполнены они профессиональным художником, существуют на бумаге, дереве, холсте уверенно и выразительно.
Их нельзя ни с чем спутать, хотя они напоминают неуловимой легкостью и метафоричностью то картины Шагала всех периодов его творчества, то иллюстрации к детским книгам лучших художников разных стран и времен.
Ее авторская манера узнаваема: всегда в композиции ее картин главенствует крупный план, которым выделяется персонаж – животное, портрет или мифическое существо. Если речь идет о портрете, то, как правило, лица героев даны с хитрецой в выражении глаз, которые обычно громадные и нередко прищуренные.
При всем том, что перед нами не стиль, как бы копирующий наивное творчество, а образ существования в живописи, искусство оставаться самой собой в неброских, по своему трогательных и близких образах, в которых нет слащавости, нет упрощения, а есть добрый и явный талант живоописания, создания образов красками, тушью, тем, что наиболее точно раскрывает то, что хочет в данный момент выразить автор картины – законченной работы или эскиза, наброска. Удивительное своеобразие ее картин состоит в том, что, даже будучи завершенными, они как бы текучи, выхваченное из жизни или из мечтания и запечатленное на них вроде бы основательно, подвижно, поскольку здесь нет статики, того, что традиционно отличает обычную картину от произведения искусства.
Творчество Киры Эмеретли – приветливо. Не случайно, она в своей маленькой студии учит детей рисовать. И на собственной странице в фейсбуке выставляет (!) работы учеников наравне со своими. Эта сторона ее деятельности получила и общественное признание, а студия – имеет дипломы и известна в Севастополе, городе, в который в 2009 году переехала Кира Эмеретли, вернувшись географически на родину родственников.
Ее картину заметили на групповой выставке «Земля Обетованная», которую в 1997 году организовало Генеральное консульство Израиля на Украине. С тех пор еврейская тема прочно и узнаваемо вошла в живопись Киры Эмеретли. Продолжилось циклом «Местечко», портретами друзей. Для нее принципиально и то, что ее сводный брат, галахический еврей, служит в Армии Обороны Израиля, как и воспоминания из детства. Дома на улице Артема в Днепропетровске, где соседями ее родителей были еврейские семьи. Оттуда – и увлечение Шолом-Алейхемом, Фейхтвангером, Ремарком. Как и Грином, как мечта о Крыме, о возвращении туда, где ее духовные, подлинные и дальние корни.
Она родилась в Днепропетровске, училась и жила в Москве, а теперь – в Севастополе, считая, что 6 лет назад начался новый этап ее жизни, в первую очередь, творческой, когда ее самобытная манера письма, ее воодушевление историей народов и культур нашла себе самое адекватное для нее выражение.
Она вспоминает с любовью бабушку – Ольгу Васильевну Кассер, немку по происхождению, вышедшую замуж за грека. Про то, как та спасла еврейскую девушку милу, буквально выхватив ее из толпы тех, кого в Днепропетровске гнали на расстрел, про то, как она растила ее вместе с собственной дочерью, матерью Киры.
Несомненно, что и личности бабушки и дедушки, как и микрокосм днепропетровской дружелюбной жизни, как и многое другое – сформировали мировосприятие Киры Эмеретли, выразились наглядно в ее работах, где юмор с легкой грустинкой, где радость и праздник есть ностальгия по чему-то настолько совершенному и идеальному, что оно почти недостижимо, хотя и снова и снова возникает на ее чУдных картинах с поразительной последовательностью, разнообразием при наличии сразу распознаваемого лейтмотива – они написаны не просто талантливым и искренним человеком, они созданы честно и воодушевленно, являясь больше, чем живописью – признанием в наличии гармонии и воображаемых сюжетах, того редкого совершенства, вбирающего мастерство, стиль, индивидуальность, что есть настоящее в искусстве и в жизни. В нашем случае – Киры Эмеретли.
Илья Абель